Получи документы

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Жижина Светлана
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

В современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования остро стоит первостепенная задача - создание наиболее комфортных условий пребывания ребенка и раскрытие его индивидуальных особенностей, возможностей и способностей. Не стоит форсировать темп и срок развития ребенка, не стоит переводить его на школьный режим. Необходимо ребенку позволить быть самим собой. Российский ученый Бехтерев В. М. своими многочисленными исследованиями и работами уверенно доказал неопровержимое влияние манипуляций кистей рук на речевое развитие. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуды.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. В своем развитии ребенок идет от простого к более сложному: от простого захвата игрушки и удерживания ее всей кистью до более сложного — брать предмет большим и указательным пальцами, показывать и перекладывать на другое место. Ребенок учится держать ложку, вилку, карандаш, ножницы и владеть ими. Для того чтобы определить уровень готовности и развития речи детишек первых лет жизни учеными разработан следующий метод: ребенка просят показать сначала один указательный палец, потом указательный и средний, а затем три пальца — указательный, средний и безымянный. Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно — это говорящие дети. Если мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, мышление у этих детей затруднено — это дети не говорящие. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Развитая мелкая моторика — это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Чтоб развить у ребенка речь, недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше общаться и разговаривать с малышом, четко проговаривать все свои действия, называя предметы и их качества, активно общаться как в игре, так и в быту. Так же необходимо рассказывать малышу о том, что его окружает, что ему знакомо и близко, читая сказки обязательно надо рассматривать иллюстрации, предлагать ребенку самостоятельно переворачивать красивые страницы самостоятельно. Согласованное действие рук и глаз — определяет правильное развитие мелкой моторики, а также сформированность сенсомоторной координации у ребенка.

Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, превратить всю «работу» в интересную и увлекательную игру.

Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками или короткими стихами, такие как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой». Развитию мелкой моторики способствуют : массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, настольные игры с мелкими предметами, игры с сыпучими материалами (песок, крупы); рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров, лепка из пластилина, теста, глины, застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д. Все эти занятия и игры должны происходить не только под строжайшим наблюдением, но и при активном участии взрослых, так как ребенок может пораниться или сунуть что-либо в рот или нос.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Физические упражнения так же оказывают положительные воздействия на развитие моторики. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С. И. Гальперин, 1964г.)

В настоящее время изготавливается много развивающих игр, игрушек, игровых наборов, которые способствуют развитию мелкой моторики, они направлены на развитие внимания, тщательного рассматривания и сопоставления предметов. Каждая игра — это общение ребенка с окружающим миром, где он живет и развивается. К сожалению, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, а особенно это заметно у детей городских. Для общего комфорта сейчас ботинки — на липучках, куртки — на молниях. А всего 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше заниматься мелким ручным трудом (шнуровать, застегивать, перебирать крупу, стирать белье, штопать, вязать, пришивать пуговицы, что благотворно влияло на общее развитие детей. Развивая мелкую моторику, следует помнить о том, что у ребенка две руки, правая и левая, все развивающие упражнения следует дублировать, как правой, так и левой рукой. Чем «спокойнее, умнее и уверенней» руки ребенка, тем «спокойнее, умнее и уверенней» чувствует себя ребенок в окружающей его среде.

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста : массаж кисти рук и пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание, игры («Чудесный мешочек», «Собери пирамидку», «Выложи узор» с геометрическими фигурами и пуговицами, «Квадрат Воскобовича», Математический планшет «Геометрик» и др.). Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Так и родители могут для своего чада изготовить игры, которые не только займут малыша на какое-то время, но и будут надёжным фундаментом для всестороннего развития ребенка. Главное - проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.

Литература:

1. Логоша Г. Е., Симонова Е. С. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 299-302. — URL https://moluch.ru/archive/180/46472/

2. Интернет-ресурсы:

https://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html. // О принципах обучения детей от 0 до 1,5 лет. / Центр развивающих инновационных методик. //

https://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/2–1-0–8 Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. — М., 2009. Общая психология. //

https://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html //. Развитие моторики у детей // https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» Важным фактором в развитии ребенка является.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Развивающие игры направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная, внимание, умение находить.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Ладушки-ладошки» Приложение 4 Проект «Ладушки-ладошки» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта Цель: развитие.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством бумагопластики Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости, это синтез разных видов изобразительной.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители,.

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».   Источники способностей и дарований детей - на.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2018 в 20:37
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД