МААМ-картинки

Статья «Развитие неречевых и речевых психических функций средствами мнемотехники у дошкольников»

Диана Федюшина
Статья «Развитие неречевых и речевых психических функций средствами мнемотехники у дошкольников»

К вопросу об истории развитии мнемотехники как средства когнитивно-эмоционального целостного развития ребенка

Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.

Публикация «Статья „Развитие неречевых и речевых психических функций средствами мнемотехники у дошкольников“» размещена в разделах

В частном случае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своими товарищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалы учителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздо меньшим трудом.

Но, употребляя известные способы и приемы, можно часто в скором времени достигнуть таких результатов, до каких во многом не в состоянии дойти даже люди, наиболее одаренные памятью.

Мнемотехника или искусство укреплять память имеет эту цель и позволяет удерживать максимум познаний в минимум времени и с минимумом труда.

Основание мнемонике положил еще греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой, (искусство памяти, а занимающиеся ею были названы мнемонистами. Ею удачно воспользовался Симонид, а за ним и Цицерон, который даже написал трактат о мнемонике, в котором говорит, что "он многим обязан этой науке, и что она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой".

Мнемоника (иногда мнемотехника) -это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию.

В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития. Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее запомнилось. Психическим процессом, противоположном забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека. Разумеется, не вес, чего человек запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось. Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности. Сохранение в памяти прошлого оказывается связанным с чувствами. Сильные переживания способствует прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера.

Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Таким образом, в настоящее время разнообразие приемов запоминания используется в различных методиках. В современных педагогических разработках представлены разные модели использования мнемотехнических приемов. Мне показалось приемлемо использовать для развития речевых и неречевых функций авторскую методику Кварцевой Е. Г. мнемотехника – как когнитивное развитие дошкольников.

Развитие неречевых и речевых психических процессов средствами мнемотехники

Цель методики обучение детей специальным приёмам обработки и запоминания различной информации. Дети должны усвоить способы познания мира, способы обработки поступающей информации

Содержание методики заключается в:

1. Освоение методов рацио -, мнемо-, и эйдотехники на материале:

-ознакомление с окружающим- природа, времена года, растительный и животный мир.

-история, архитектура.

-развитие математических представлений.

-развитие логического мышления на основе освоение приёмов рацио-

и мнемотехнике, решению задач на смекалку.

-обучение чтению.

На занятие используется: набор слов, открыток, коллаж, мнемотаблица - это помогает более рационально освоить предлагаемую информацию.

Открытки, слова, коллаж развивают зрительную, слуховую память, логическое мышление, воображение, активизируется словарь. Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:

-развитие всех видов памяти.

-обработка различных приёмов запоминания (сюжет, трансформация, ассоциация).

-развитие логического мышления (умение анализировать).

-развитие образного мышления (кодирование образной информации).

-решают дидактические, общеобразовательные задачи, несут различную информацию

-развивают смекалку, тренируют внимание.

-развивают умение правильно воспроизводить графически.

Задача педагога - обучить ребёнка приёмам и методам обработки информации, дать ему возможность «примерить» различные методы и приёмы и выбрать свой собственный. Мнемотехника помогает выработать определённый алгоритм обработки информации, формированию логических структур. Но иногда устойчивые логические структуры тормозят решению задач, проблем. Поэтому необходимо научить большому кол-ву методов и приёмов. Основными задачами мнемотехники являются.

1. Развитие общих способностей на основе различных видов памяти, мышления, воображения.

2. Освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение.

3. Психофизическое и интеллектуальная подготовка к школе.

4. Обучение на основе интеллектуального тренинга.

Эйдотехника - система образной обработки информации. (на вкус, запах, энергетика).

Рациотехника - логические способы обработки информации, осознание взаимосвязей между элементами информации (из чего состоит).

Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания (ассоциация, на что похоже)

Заключение

Достаточный уровень развития речевых и неречевых психических функций является одним из важных фактором готовности к школьному обучению. Особую актуальность имеет решение данного вопроса применительно к детям с речевой патологией.

Взаимосвязь в развитии речи и неречевых психических функций обуславливает влияние нарушений речи на формирование познавательной деятельности у детей у детей с речевой патологией.

Публикации по теме:

Использование алгоритмов, символов, приемов мнемотехники в речевой группеИспользование алгоритмов, символов, приемов мнемотехники в речевой группе Развитие речи с использованием приемов мнемотехники, символов и алгоритмов. Не секрет, что одной из главных задач, помимо исправления нарушенного.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развитие неречевых и речевых психических функций средствами мнемотехники у дошкольников»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 23:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД