Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»

людмила пархоменко
Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»

Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»

«Язык есть самая живая, самая обильная и

прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

одно великое, исторически живое целое»

(К. Д. Ушинский статья «Родное слово»)

Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока- Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его.

Известно, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, загадки и т. д., - это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа.

Поэтому я обратилась к проблеме использования устного народного творчества в своей работе с детьми.

В первую очередь я подобрала и изучила методическую литературу, продумала собственный план деятельности по этой теме, составила картотеку малых жанров русского фольклора, отражающего специфику тех задач, которые поставила перед собой, работая с детьми. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми, я стараюсь, как можно шире применять жанры устного народного фольклора, включаю их во все жизненные процессы детей, во все виды деятельности.

Хочу поделиться результатами лишь одного вида жанров устного народного творчества. Не для кого не секрет, какой огромной любовью пользуется у детей сказка, с которой они встречаются, начиная с раннего возраста. Нет, вероятно, ни одного ребенка, который без замирания сердца, без интереса, воспринимал бы сказку. Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Поэтому, знакомя с русскими народными сказками, стараюсь донести до детей их богатое содержание, насыщенность художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими). Очень рада, когда дети в повседневной жизни, в играх используют в своей речи такие выражения, как: «красна девица», «ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой». Это развивает и обогащает речь детей, способствует развитию творчества. Сказка помогает мне вводить ребенка в некоторые воображаемые ситуации, учит его сравнивать и сопоставлять поступки сказочных персонажей, переживать вместе с героями, ставить себя на место положительного и отрицательного героя, тем самым, давая возможность выбора ребенку собственной позиции:

- «Докажи, что Аленушка лучше всех»;

-«Кого тебе жалко в этой сказке?»

-«Как бы ты поступил на месте волка?»;

- «Кто тебе больше всего понравился?» - подтверди словами из сказки.

Все это возбуждает творческую активность детей, заставляет делать выводы.

Сказки играют огромную роль в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В них содержится правила общения людей друг с другом,

вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим. Каково было мое удивление, когда в игровом упражнении «Давайте поздороваемся» Алена сказала, что раньше здоровались поклоном – «поклонился в пояс». Тут же дети вспомнили высказывание «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль!»

Читая и рассказывая сказки, предлагаю детям несколько пословиц. Мы их рассматриваем, а выбрать предлагаю одну, которая подходить к данной сказке. Например, к сказке «Морозко»: «Добро век не забудется», «Мир не без добрых людей»; к сказке «Лисичка – сестричка и волк»: «Всякая птичка свою песенку поет», «Вор у вора дубинку украл», «Попался на удочку» и т. д. Для ребенка сказки – это его жизнь, они требуют от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость. Поэтому вместе с детьми мы сделали несколько игр: «Назови сказку», «Собери сказку», «Зашифруй сказку». Детям очень нравится шифровать и моделировать знакомые сказки с помощью геометрических фигур, собирать сказку из деталей в одно целое, угадывать название, пересказывать эпизоды сказок.

Они с удовольствием обыгрывают сказки, используя настольный и кукольный театры. Изображают сказочных героев, рисуя их, вырезая, склеивая. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, а когда делаю – запоминаю».

Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка. Помогают с успехом решать задачи эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Приобщение ребёнка к народной культуреПриобщение ребёнка к народной культуре Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие.

Значение малых жанров произведений устного народного творчества Значение малых жанров произведений устного народного творчества Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время,.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»
Опубликовано: 30 октября 2013 в 13:46
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Вежливое слово»
Проект «Вежливое слово» Актуальность темы: У детей 7-года жизни своевременно надо сформировать навыки общения, чтобы поступление в школу было не так...
Коляда пришла, отворяй ворота! Фотоотчет.
Коляда пришла, отворяй ворота! Фотоотчет. С целью воспитания интереса к истории и культуре своего народа, мы знакомим детей с русскими обрядовыми...
Лэпбук «Н. Н. Носов». Фотоотчет.
Как и обещала, представляю вашему вниманию фотоотчет о сборке лэпбука «Н. Н. Носов». Лэпбук был разработан нашим маамовским другом Натальей Важенина ( с...
День добрых дел «Солнечный юбилей ДОУ №53»
День добрых дел с участием детей и родителей ДОУ «Поздравляем соседей - ДОУ №53 с юбилеем! » Цель: способствовать формированию у детей...
Мастер класс по конструированию из конфетных фантиков «Снегурочка»
Представляю вашему вниманию ещё одну работу , которую мы выполнили с девочками, из бросового материала- конфетных фантиков. Думаю такая задумка, будет вам...