Статья «Русские народные игры  как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Райля Абубакирова
Статья «Русские народные игры  как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Давайте детям больше и больше содержания

общего, человеческого, мирового,

но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим

через родные и национальные явления.

В. Белинский

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является игра.

Народные подвижные игры являются традиционным средством. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку и стремление к победе. Передовые представители культуры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того и иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры имеют многовековую историю.

Игра – это не просто забава, развлечение, веселье. Это как считают врачи, один из видов человеческой деятельности, призванный совершенствовать физиолого-психологические потребности организма. Такое определение относится к представителям любого народа, будь то греки, русские, немцы или евреи.

Знаменитый русский педиатр и педагог, доктор медицины Е. А. Покровский писал, что у греков «игры ставились наряду с умственным и изящным образованием и были плодом стремления греков к прекрасному. Великие умы Греции всегда высказывавшись самым энергичным образом в пользу игр и физических упражнений.

Значительное место игры занимали с древних времен в жизни русского народа. «В песнях и хороводах большой частью вспоминаются времена давно прошедшие и настоящие; в играх же нередко передается драматическое содержания жизни народа, и, таким образом последняя как бы исторически отражается в этих хороводах, песнях и играх. Зимой игрища представляют совсем другой характер: во время святок устраиваются катания с гор, игры в городки и т. д. ; на масленице происходит катание на лошади по деревням с песнями и плясками; а в былые времена, кроме того, устраивались и кулачные бои. Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству…»

Практически каждая из русских народных игр имеет свой смысл и свою поэзию. Не случайно они разделяются не только на подвижные, символические, хороводные и домашние, но и на детские, мужские, женские.

Размышлять о важности, значении и необходимости игр можно бесконечно долго – этому посвящены десятки увесистых томов, среди которых можно отметить хотя бы такие, как «Сборник игр и полезных занятий для детей» И. Геда, «Детские игры, преимущественно русские» Е. Покровского, работы И. Сикорского, И. Сахарова, П. Шейна, И. Снегирева, К. Шмидта и других.

Русские народные игры способствуют развитию навыка общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации и являются благоприятным фоном для положительного социально- эмоционального состояния и развития ребенка. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Их можно использовать как эмоционально-образное средство влияния на детей, развивать у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Особенно популярными и любимым были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?»- «На квашне». – «Что в квашне?» - «Квас!» - «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.).Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Что касается мотива для выбора именно только русских игр, то считаю нелишним в этом случае привести сначала слова одного прусского министерского циркуляра, касающегося именно рассматриваемого вопроса: «указывая на Англию и, признавая некоторые из её учреждений достойными подражания, – говорит министр, - я долек от мысли, что следует без дальнейших рассуждений только привить английский черенок к немецкому стволу и этим будет все сделано. Это было бы неразумно, не полезно и даже невозможно, потому что и на почве этого проявления жизни (разумеется, игры, обнаруживается особенность характера народа, который, будучи перенесён без дальнейших рассуждений на другой народ, в результате должен повести к уродливости».

И в самом деле, кому приходилось хоть слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, тот с первого же раза замечал, что характер народа, бесспорно, кладет свой заметный оттенок и на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вместе с тем, конечно, с большей возможностью для проявления своего национального характера. Игры эти суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа, связывающее звено веселья с деловою жизнью, а оттого именно такого рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа.

Литература:

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя / под ред. Л. В. Руссковой. -М.: Просвещение, 1986

Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2006

Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа. Издательство «ОЛМА_ПРЕСС»,1998

Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989

Публикации по теме:

Детский семейный праздник «Мы все вместе — одна семья!»Детский семейный праздник «Мы все вместе — одна семья!» Это интересное и познавательное мероприятие, посвящённое дружбе нашего многонационального народа проходило в нашем ДОУ. На территории Самарского.

Учимся по сказке Любая сказка (народная, авторская) "обучает" и "воспитывает". Использование сказки в педпроцессе многопланово: в целях речевого развития.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Статья «Русские народные игры  как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 29 мая 2013 в 20:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...
Сценарий праздника «Белый месяц» по образовательной области...
Сценарий праздника «Белый месяц» с детьми старшего дошкольного возраста. Автор: Чимитова Светлана Яковлевна, воспитатель и музыкальный руководитель МАДОУ...
Сценарий «Хабаровский край — гостей принимай!»
В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными героями, которые...