Статья «Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Наталья Бабаева
Статья «Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных представлений. Я считаю, что необходимо ребенку давать как можно чаще возможность пофантазировать, задавать вопросы о чем-либо, предлагать описать что-либо. Фантазии ребенка должны быть обращены к тем предметам, вещам, явлениям,описания которых отсутствуют в тексте. Начиная с третьего года жизни у ребенка появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока часто зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов. В этом возрасте малыша постепенно необходимо приучать анализировать текст. Беседуя о тексте, наряду с вопросами "кто?", "как?", "где?", необходимо задавать вопросы "почему?", "зачем?". В связи с психологически ми особенностями данного возраста следует обращаться к научно-художественной литературе, которая удовлетворяет потребности малыша в его " почему?". Ребенок в этом возрасте умеет заметить то, что уже не замечает взрослый.

Четыре года - возраст, когда ребенок начинает развиваться интеллектуально. Но я считаю, что для ребенка нет лучшего чтения, чем сказка. Ребенок- читатель и слушатель особенный. Его сердцу и уму больше всего говорит сказка. Его разум еще не готов воспринимать абстрактные рассуждения. Он куда более эмоционален, чем рассудителен. Сказка- это ничто иное, как особое средство пост женив жизни.. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности.

Я проводила с детьми беседу по содержанию сказки, чтобы раскрыть ее главный смысл. Содержание может быть хорошо знакомо детям, важно не опоздать с главным- научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции. Герои сказок становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать при мерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

СКазки способствуют воспитанию правильной устной речи детей: расширяется и активизируется словарный запас детей, развивается связная речь, развивается интонационная выразительность речи.

Иллюстрации к сказка привлекают внимание детей, помогают воспринять услышанное, раскрывают содержание, пробуждают у детей способность со-страдать, со-чувствовать, со-радоваться. Знакомя детей с иллюстрациями, я обращала их внимание на те потребности, которые подсказали бы им что-то о настроении, переживаниях персонажей. Повторные рассматривается знакомых рисунков, раздумья о героях, о событиях сказок усиливают детские впечатления, развивают способность творчески воспринимать произведения искусства, формируют умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Дети часто хотят посидеть и полистать красочную книгу, разыграть отдельные сказочные эпизоды как с плоскими фигурами, так и и с объемными, сделанными из различных материалов.

Развивая речевую выразительность, я предлагала детям задания на определение настроения, выраженного одной и той же фразой, произнесенной с различной интонацией. Допустим, произношу то радостно- восторженно, то озабоченно-грустно какую-нибудь фразу. Дети должны определить, в каком случае звучит радость, а в каком передается грустное настроение. Детям предлагается произнести фразу то радостно- восторженно, то озабоченно- грустно, то удивленно то возмущенно и т. д.

Я предлагала детям послушать и запомнить потекши, считалки о тех сказочных персонажей, которые встречались в сказках. Очень полезной игрой - забавой является загадывание загадок. Загадки развивают соо разительность, ум, расширяет кругозор и обогащают речь. Беседуя с детьми по сказкам, я предлагала разнообразные творческие задания. Например, придумать новые названия известных сказок. (Сказка " Три медведя", новое название " Медвежья избушка", "Девочка и медведи". Найти ласковые, грустные, веселые, красивые слова (образовывать от предлагаемых слов новые ласковые слова (заяц- заюшка, заинька, зайка; лиса - лисичка, лисонька, волк волчок и т. д.) Подобрать противоположные по смыслу слово (петушок- смелый, а медведь, волк и собаки. трусливые). На занятиях по художественному творчеству я предлагала детям что-нибудь сделать по знакомой сказке: нарисовать персонажей сказки, изобразить сказку с помощью пластилина. Используя уже изготовленных из пластилина зайца, волка и лису, ребенок сможет придумать и разыграть свою собственную сказку.

Сказка учит детей понимать, что хорошо, а что плохо, проявлять доброты, внимание по отношению друг к другу, договариваться друг с другом. Сказки могут научить детей мыслить логически, развивать творческое воображение, речь способность не теряться в сложных ситуациях.

потребности малыша в его "почему?".

Публикации по теме:

Анализ проведенной работы по развитию речи в первой младшей группе Анализ проведенной работы по развитию речи в первой младшей группе Психологи убедительно показали, что все психические процессы у ребенка.

Презентация для детей 6–7 ЛЕТ Тема: «Происшествие в Солнечном городе» Цель: Формирование основ правовой культуры Использование презентации в непосредственной образовательной деятельности позволяет разнообразить приемы активизации познавательных способностей.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Статья «Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 16:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...