Статья «Сценирование занятий»

Надежда Бескоровайная
Статья «Сценирование занятий»

Специфика дошкольного образования состоит в том, что его содержание должно обеспечить формирование наиболее значимых психологических свойств и способностей ребенка, которые во многом определяют весь путь дальнейшего его развития (А. В. Запорожец). Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры. Образно – символический характер игры позволяет использовать её в качестве средства развития воображения, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий способствует развитию самосознания и осознания себя как личности.

Современные требования к обучению в дошкольном детстве ставят необ-ходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых бы сочетались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одним из вариантов организации обучения детей 5,5-7 лет является сценирование занятий.

Понятие «сценирование» занятий было введено в практическую педагогику в начале 2000 года педагогами культурно-республиканской школы – лаборатории культурно – исторического типа «Образование XXI века» (республика Бурятия). В своей практической деятельности при разработке сценариев занятий я использую опыт работы воспитателей данной школы.

Сценирование занятий - это проектирование детьми и взрослыми среды развития, где могут появляться различные виды деятельности. В ходе проигрывания сценария дети действуют с игровым воображаемым объектом или ситуацией «здесь и сейчас», что соответствует их возрастным особенностям.

Такая форма работы, как сценирование занятий не предполагает обяза-тельного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Содержание любой базовой программы дошкольного учреждения может быть реализовано в полном объеме в совместной деятельности взрослого и ребенка. Но при этом педагогам необходимо изменить позиции субъектов образовательного процесса: обучающего и обучаемого.

Проект сценария - это «мостик» по соорганизации детей и взрослых в образовательном пространстве. Взрослый управляет развитием сюжета совместной деятельности, опираясь на принцип сотрудничества, где каждый ребенок - равноправный субъект отношений со взрослым, сверстником, с собой, с миром.

Особенность построения сценария заключается в следующем: в обучении детей способности произвольно удерживать в сознании смысл знаков и их схематических изображений; использовать, а потом и составлять карты – схемы; уметь распределять роли и действовать в соответствии с ними.

При этом дети не сидят за столами без надобности, а перемещаются в пространстве комнаты по карте.

Способ организации занятий может быть самым различным: путешествие по заданному маршруту; экскурсия по совместно с детьми составленному маршруту; по маршруту, предложенному детьми; путешествие по сказке; в виде соревнований; телепередач и т. д. Сюжет и этапы сценария вариативны и во многом зависят от целей и задач, на которые ориентируется педагог, от конкретной ситуации занятия.

Этапами таких занятий могут быть: развивающие игры, опытно - экспериментальная деятельность, игровые проблемные ситуации, продуктивно - творческая деятельность.

Сценарий чаще всего начинается с того, что педагог предлагает детям отправиться в путешествие, на экскурсию, поэкспериментировать или помочь отыскать клад. Вариантов может быть много. Уже в этот момент возникает ситуация, когда воспитатель «втягивает» ребенка в мир игры. И здесь важен сам характер поведения взрослого. Ему необходимо быть «играющим партнером», с которым ребенок чувствует себя равным. Позиция «умеющего играть партнера» плюс естественное эмоциональное поведение воспитателя - это условие возникновения у ребенка интереса к любой тематике.

Педагог предлагает детям рассмотреть карту. Совместно они ищут начало маршрута, направление движения. У детей есть возможность выбрать средства для передвижения: современные виды транспорта; волшебные (ковер-самолет, машина времени) или прогуляться пешком. Выбрав точку отправления на карте (определенный знак, находят его в образовательном пространстве. Дети садятся на воображаемое средство передвижения и отправляются в путь.

Все проигрывание сценария проходит в пространстве, где педагог размещает те же знаки, что и на карте-схеме. Узнавание знака и умение соотнести его значение с предстоящей деятельностью есть развитие произвольности работы со знаками. Во время путешествия ребята встречаются с разными «волшебствами», которые необходимо раскол-довать, для этого выполняют разнообразные познавательные, творческие задания. Например, педагог предлагает досочинить сказку, заняться конструированием (выложить из геометрических фигур животное, дорисовать и т. д.

Очень часто, создавая на остановках проблемные ситуации-«ловушки», я намеренно допускаю ошибки. Этим я побуждаю детей к поисковой деятельности. При коллективном обсуждении каждый ребенок имеет право на свою точку зрения, и я принимаю все варианты ответов. Таким образом, важно приучать детей мыслить самостоятельно, решается проблема диалогичности, а у детей развиваются коммуникативные способности.

Путешествия очень удобная форма проведения занятий. Они позволяют давать материал крупными блоками и интегрировать разные дисциплины.

Иногда занятия в форме сценария я заканчиваю индивидуально - продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией, моделированием. Такая продуктивная деятельность позволяет пронаблюдать взгляды и отношения детей на происходящее на занятиях.

Организация детей на подобных занятиях в обязательном порядке – подгрупповая.

Я в своей практической деятельности использовала многие сценарии занятий по всем видам детской деятельности, предложенные педагогами Бурятской культурно-республиканской школой – лабораторией. Кроме этого, работая по программе «Детство», я самостоятельно разработала сценарии занятий по обучению грамоте, по математическому, речевому и социальному развитию.

Я считаю, что сценирование занятий интересная форма работы с детьми подготовительной к школе группы. Конечно, она требует более длительной подготовки воспитателя, но позволяет расширить возможности подготовки детей 5,5-7 лет к обучению в школе, сделать доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие их интеллектуальной активности.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Статья «Сценирование занятий»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 19:27
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...