Папки-передвижки

Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

Алена Габайдуллина
Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

Ранний возраст является наиболее важным периодом формирования фундамента общего умственного воспитания ребенка. Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов – формы, цвета, величины. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Публикация «Статья „Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах

Проблемы сенсорного воспитания связаны с ролью восприятия, как психического процесса, в жизни и воспитании ребенка. Для каждого психического процесса существуют свои, наиболее благоприятные периоды, развития: для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. Если ребенок раннего возраста недостаточно был включен в соответствующую для этого периода предметную деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других явлений при переходе на следующий этап.

Исходя из отмеченных особенностей возрастного развития, чрезвычайно важно создать благоприятные условия для воспитания детей в соответствии с возможностями детей. В этом особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З. М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В работе по сенсорному воспитанию учитываются особенности сенсорного развития в раннем возрасте :

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

По Г. А. Урунтаевой, в раннем возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у ребенка раннего возраста является необходимость тактильного обследования предметов.

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети на занятиях в ДОУ узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл слово «оранжевый». Тогда он сказал: «Это такой цвет, когда красный смешивают с желтым».

Восприятием детей раннего возраста управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве дети младших групп детского сада учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог направляет обследование объекта для выделения разных его сторон.

Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Постепенно увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.

Наблюдение превращается у ребенка в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем. Ухаживая за растениями и животными, ребенок наблюдает преобразования в их внешнем виде, и, постигая процессы роста и развития, устанавливая скрытые закономерности и связи, он видит, что растения засыхают, если их не поливать. У ребенка раннего возраста речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. По мнению Е. В. Сербиной, при восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов.

Связь восприятия с мышлением и речью детей 1 младшей группы ДОУ приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в раннем возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 2,5 лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.

Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.

Ребенок 1 младшей группы ДОУ знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. После 2,5 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине.

Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Восприятие у детей раннего возраста, становясь под руководством взрослого, управляемым, осмысленным, интеллектуальным, процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Так, с точки зрения А. А. Катаевой, усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.

Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало исследование З. А. Михайловой, ребенок ориентируется в направлениях вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в пространственном различении. Генерализованные реакции («тут», «там», «здесь» и т. д., сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты свидетельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений.

Формирование более обобщенных представлений о пространстве у детей раннего возраста обеспечивает способность ребенка определить направления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с движениями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутренний план, т. е. развиваются как процессы внутренней речи.

Таким образом, главное в сенсорном воспитании детей раннего возраста в ДОУ состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию усвоенных представлений. Последовательное, планомерное обследование предмета - словесное описание его разных свойств - трудная задача даже для данного возраста. Возможность ее успешного разрешения в группе детского сада связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Эффективным развивающим средством здесь становится дидактическая игра. В игре дети достигают успехов в сенсорном развитии только при систематическом обучении.

Нами разработаны и проведены развивающие занятия в виде дидактических игр, направленных на формирование у детей сенсорных понятий и представлений. Занятия проводились как фронтально, так и индивидуально 2 раза в неделю.

Проводились занятия в игровой форме.

Констатирующий этап эксперимента показал, что для работы по сенсорному развитию детей раннего возраста надо обратить особое внимание на следующие умения.

1. Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т. д. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).

2. Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.

3. Классификация предметов по одному, двум признакам – по форме, по форме и цвету, по цвету и величине.

4. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх развивающего характера по образцу.

Формирование сенсорных представлений мы проводили в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в различных видах игр, на прогулке, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по сенсорному воспитанию детей экспериментальной группы. Для этого мы разделили все игры по принципу «от простого к сложному».

Вся экспериментальная программа по сенсорному воспитанию детей была приведена в соответствии с программой обучения и проводилась по следующему плану.

1. Выявление подготовленности детей.

2. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Круг, треугольник, квадрат.

3. Сравнение групп предметов. Понятия «больше», «меньше», «столько же».

4. Сравнение предметов по форме.

5. Сравнение предметов по величине.

6. Сравнение предметов по цвету.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое психолого-педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.

Содержание и методика дидактических игр-занятий направлены и на общее развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических занятий и игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте : они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Для ребенка данного возраста - это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. При построении занятия необходимо использовать потребность детей действовать с предметами и в то же время управлять их активностью в соответствии с поставленной задачей.

Ниже приведены конспекты дидактических игр, использованных на формирующем этапе эксперимента.

«СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ»

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький, поднос.

Методические рекомендации: педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

«НАЙДЁМ КАЖДОМУ ШАРИКУ СВОЙ ДОМИК»

Цели: учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Материал: доска с отверстиями, каждое отверстие закрашено определенным цветом, шарики 4-х основных цветов.

«СДЕЛАЕМ КАТЕ БУСЫ»

Цели: развивать внимание, целенаправленные действия; учить соотносить отверстие шарика со шнурком; развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками.

Материал: шарики, шнурки.

«ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ»

Цели: учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину и т. д., объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

Материал: коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету.

Усложнение: закрывает коробочки, разные по форме (выбор из двух);

закрывает коробочки, разные по величине; закрывает коробочки, разные по цвету.

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ»

Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие; продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев; совершенствовать координацию и точность движений.

Материал: баночки с прорезями: 1) для геометрических форм; 2) для разноцветных крышек; 3) для колпачков от фломастеров.

«ИГРЫ С МОЗАИКОЙ»

Цели: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой); обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету и форме; развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать, стул, скамейка); продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев.

Материал: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая.

«СОСТАВЬ БУКЕТ»

Цели: развивать умение действовать в определенной системе, подбирая цветы по цвету стебелька. Развивать ориентировочную активность, умение рационально выполнять действия (схватывание, перекладывание, накладывание).

Материал: карточки на каждого ребенка с рисунком «ваза с цветами»; дидактический материал - цветы четырех основных цветов.

«СОСТАВЬ УЗОР ИЗ ПУГОВИЦ» (коврик для кошечки)

Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами (пуговицами); формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий.

Материал: пуговицы большие и маленькие различного цвета, полотно с накатанным пластилином.

Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать (взять) пуговицу тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, «составляя коврик для кошечки».

Усложнение: выбор цвета и величины.

«КРАСИВЫЕ УЗОРЫ»

Цели: продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин; развивать мелкую моторику.

Материал: большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); чистые полоски бумаги; геометрическая мозаика; образец с готовым орнаментом.

Методические рекомендации: педагог выставляет образец с готовым орнаментом; обращает внимание, какой красивый получился узор. Показывая на первый кружок, говорит: «Большой круг, маленький и т. д.». Показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой - маленький. Дети выполняют, ориентируясь на образец.

Усложнение: чередование по цвету.

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ МОЗАИКИ»

(дом, дорожка, скамейка, забор, стул, стол, кровать)

Цели: развивать внимание к цветовым свойствам предметов, показывая, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения; совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: мозаика геометрическая, цветная.

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Цели: фиксировать внимание детей на том, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов; учить детей составлять из геометрических фигур простые предметы (дом, снеговик, машина, ёлочка др.); развивать более тонкую дифференцировку, умение не отвлекаться от поставленной задачи; совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и величины.

«ОБВЕДИ И НАРИСУЙ»

Цели: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очеркивает контур предмета; называть предмет и его изображение; развивать мелкую моторику.

Материал: шаблоны для обрисовывания: ёлочка, заяц, медведь, яблоко и др. предметы.

Методические рекомендации: вначале рассмотреть шаблоны, научить ребенка видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то помочь обвести указательным пальчиком контур предмета (по шаблону); затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно со взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно.

На таких дидактических играх-занятиях взрослый пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем. Развитие у детей способности слушать без нарушения одного из основных дидактических принципов - сочетания наглядности и слова - обеспечивается определенным соотношением между наглядными приемами и словом. Важно так организовать зрительные впечатления, чтобы они, выполняя свою воздействующую роль, не отвлекали от слушания. При этом необходимо соблюдение постепенности и последовательности в достижении поставленной цели.

Занятия и дидактические игры проходят успешно при условии правильной их организации. Для проведения занятий, игр отводится специальное время в режиме дня:

Таким образом, на основании полученных диагностических данных в 1 младшей группе были созданы необходимые психолого-педагогические условия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста :

1) создана предметно-развивающая среда с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности;

2) использована программа дидактических игр, направленных на расширение сенсорных представлений и знаний ребенка и повышение общего их сенсорного развития.

Публикации по теме:

Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении Описание: Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов. Своим выступлением планирую.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Содержание Сроки Ответственные Педагогические советы. 1. Установочный. а) Об итогах летне-оздоровительной работы.

Развитие элементарных математических представлений в дошкольном образовательном учреждении Развитие элементарных математических представлений это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того, насколько.

Сценарий шахматного турнира в дошкольном образовательном учреждении для детей подготовительной к школе группыСценарий шахматного турнира в дошкольном образовательном учреждении для детей подготовительной к школе группы Сценарий «Шахматного турнира» Предварительная работа: Организационная деятельность: o Разработка положения o Составление турнирной таблицы.

Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Зоя Гавриленко Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»
Опубликовано: 19 января 2017 в 08:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД