Папки-передвижки

Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»

Галина Клюшина
Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»

В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей. В 2011 - 2015 учебном году в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода была организована группа для детей с моторной алалией. В МДОУ детский сад комбинированного вида № 114 функционируют 2 группы компенсирующей направленности: группа для детей с диагнозом «заикание» и группа для детей с общим недоразвитием речи. Группу компенсирующей направленности для детей с диагнозом ОНР посещают 4 ребенка с моторной алалией, вследствие чего у педагогов возникла необходимость более глубокого изучения этого дефекта и поиска методов и приёмов коррекционной работы с данными детьми.

Публикация «Статья „Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией“» размещена в разделах

Систематическая логопедическая работа была направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной). При относительно сформированной импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.

При моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом полушарии. Ребенок овладевает в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке. Но для того, чтобы он заговорил сам этого не достаточно. Необходима способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения. Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми).

Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрованна в артикуляционные движения. Это возможно тогда, когда есть полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга. Таков механизм обусловливающий моторную алалию.

При алалии патогенетическим механизмом является невозможность или затрудненность связей между зонами мозга, принимающими участие в становлении речи [7], поэтому основные усилия должны быть направлены на то, чтобы активизировать работу проводящих волокон и образование необходимых ассоциативных связей. Это и легло в основу нашей работы с детьми.

Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии.

Нашей целью стало создание системы работы с детьми-алаликами, направленной на формирование межполушарных связей.

Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучение научно-методической литературы.

2. Создание центров по формированию межполушарных связей в логопедическом кабинете и группе.

3. Разработка перспективного планирования игр и упражнений в центрах по формированию межполушарных связей в соответствии с лексическими темами.

4. Обеспечение взаимодействия с педагогами МДОУ.

5. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

Свою работу мы как всегда начали с обследования детей.

Работа по формированию межполушарных связей строилась по следующим направлениям:

• создание предметно-развивающей среды;

работа с детьми;

• взаимодействие с педагогами МДОУ;

• взаимодействие с родителями.

Приступая к работе по первому направлению, нашей задачей стало обогащение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете и группе. Центры формирования межполушарных связей создавались с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

Для развития тактильных ощущений мелкой моторики рук, развития зрительных анализаторов в данных центрах мы подобрали следующее оборудование:

• сенсорная панель, на которой расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновения к ним, действия с ними, исследования их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений;

• набор полосок и предметов из материалов с разными тактильными поверхностями (различные виды тканей, бумаги, кожи, меха, обоев, поролона, дерева и т. д. ; гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.);

«Тактильное домино». Игральные «кости» особые, например: справа - наждачная бумага, слева - глянцевая поверхность; справа - бархатная бумага, слева - мех; справа - ребристая поверхность «в клеточку», слева - гладкая и т. п. ;

«Игра с палочками» : комплект палочек разной длины (2 - 7 см, толщины и фактуры;

• сухие бассейны с различными видами круп;

• счеты, бусы, шнуровки, кнопки, массажные дощечки, пуговицы, ленты и веревочки для завязывания бантов;

• принадлежности для вышивания, плетения, вязания;

• разноцветные резинки для натягивания на предметы, пальцы рук;

• бельевые прищепки; вата (для щипания, растягивания, скатывания);

• тренажер по плетению косичек;

• пластиковые бутылки с разными диаметрами горлышка (для проталкивания разного материала); баночки с завинчивающими крышками;

• мячи разного диаметра для захватывания; эспандеры;

• стол для игр с песком и водой.

Также игры и оборудование по формированию межполушарных связей с целью систематизации работы были размещены и в другие «центры» группы.

В центре двигательной активности у нас находится оборудование для развития общей моторики : ребристый мостик, балансировочная дорожка, напольные сенсорные коврики, малый сухой бассейн.

В центре продуктивной деятельности: мольберты двухсторонние для рисования мелом и фланелеграф, карандаши, краски, наборы фломастеров и маркеров, сангина, карандаши угольные и восковые, наборы пластилина, лекала и трафареты, ножницы, цветная бумага и картон, цветные нитки, бросовый материал (баночки, коробочки, леска, палочки, проволока и т. д., природный материал (шишки, желуди, семена, крупы, листья деревьев, сухоцветы и т. д.).

С целью обеспечения системного подхода, разрабатывая перспективное планирование, нами был подобран ряд методических приемов на формирование межполушарных связей у детей с моторной алалией :

1. динамические упражнения;

2. «гимнастика мозга»;

3. «глобальное чтение»;

4. пальчиковые игры с речевым сопровождением;

5. игра «Ладушки» с различными усложнениями;

6. развитие тактильной памяти;

7. графические упражнения; работа в тетради в клеточку; графические диктанты;

8. вязание;

9. пространственные схемы и диктанты и другие.

Наиболее эффективными в работе по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией мы считаем :

I. Динамические упражнения.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми движениями. Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполняющихся последовательно и одновременно.

Данная система работы позволила нам сформировать межполушарные связи, что ускорило процесс компенсации тяжелого нарушения речи, такого как моторная алалия.

Публикации по теме:

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Система работы по формированию мотивационной готовности детей к школе Авторы: педагог – психолог Фомичева И. Н. ,учитель-логопед Бахтина О. В. Создавая систему работы по формированию мотивационной готовности детей.

Система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от уровня их сенсорного.

План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Речевая карта для детей с моторной алалией Схема обследования детей с алалией Фамилия, имя ребенка ___ Дата рождения.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя у детей с ОНР 5–7 лет «Женский день — 8 Марта. Весна» Лексическая тема: Женский день – 8 Марта. Грамматический строй речи1. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно.

Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента.

Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать.

Система работы по формированию волевых качеств дошкольника посредством подвижных игр с правилами Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для.

Система работы по формированию ЗОЖ детей Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Ныне эти проблемы поднимаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 10:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД