Лучший педагог года

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Татьяна Мокроусова
Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков.

Современная семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увеличением числа конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей, и как следствие возникает развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением, что затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходятся, поэтому часть населения существует на грани нищенства. Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все такие семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. В семье растет алкоголизм и наркомания. Поэтому наиболее проблематичной и уязвимой неполная семья является в воспитательном плане.

Публикация «Статья „Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах

В современной России проблема социализации личности в неполных семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет этот процесс и приводит к его деформации.

Семья как микромодель общества выступает важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности. Сегодня перед неполной семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов (разведенных родителей, но и системы «родитель – ребенок». Семья вообще очень часто не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия. Воспитание ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому мудро поступает родитель, когда осмысливает сложившуюся ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознавать, что источником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он должен научиться с ними справляться.

Неполная семья – это малая социально-психологическая группа ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо несколькими несовершеннолетними детьми. Она возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей, установления опеки или усыновления ребенка одним родителем. В таких семьях родитель не всегда может сам справиться с возникшими трудностями и проблемами.

Обеспечить эффективную помощь неполной семье в успешной социализации ребенка – одна из основных задач социального педагога. С момента поступления в образовательное учреждение ребенка из неполной семьи, он становится объектом внимания социального педагога. Социально-педагогическая деятельность включает в себя создание благоприятных условий для личностного развития человека, оказания ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также – защиты человека в его жизненном пространстве. Деятельность социального педагога направлена на помощь семье в обучении и воспитании, в организации планирования и проведения семейного досуга; в координации с целью активизации различных ведомств и социальных служб; в информировании по вопросам социальной защиты, а также – на социально-психологическую помощь и коррекцию.

Специалист в работе с неполной семьей не решает за нее все проблемы, а лишь активизирует семью на их решение, помогает осмыслить и осознать возникшие трудности, а также создает условия для их успешного разрешения.

Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности с детьми из неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» Фрунзенского района г. Саратова.

Организаторами работы социально-педагогической деятельности в детском саду № 219 являются старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога. Он помогает родителям и детям в нормализации внутрисемейных отношений, выясняет причины непосещения детьми ДОУ, выявляет семьи, находящиеся в социально-опасном положении и т. д.

Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года составляет социальный паспорт учреждения. Изучает проблемы и трудности детей, родителей и семьи в целом, намечает план работы, организует деятельность по их разрешению и устранению, привлекает к работе других специалистов.

Данные, полученные о неполной семье, помогают спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней.

Работа с детьми из неполных семей включает в себя специально организованное обучение, совместную деятельность с детьми и совместную деятельность детей, а также – анализ и корректировку работы.

Наблюдение за играми детей, продуктивной деятельностью, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением друг с другом, посещения семей на дому позволили выявить, что у большинства детей из неполных семей :

не сформировано понятие «семья»;

обнаруживается высокая тревожность;

агрессивное поведение;

низкий уровень эмоционально-волевой сферы;

неумение организовать общение.

Исходя из этого, были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :

1. Формировать понятие «семья».

2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.

3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.

4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким.

Для решения поставленных задач воспитатели привлекли родителей с целью оказания помощи в создании предметно-развивающей среды, которая включает:

уголок «семья» - зона сюжетно-ролевой игры;

дидактические, творческие игры;

цикл картин «Семья»;

семейные альбомы;

изобразительный материал;

книги по теме.

Обеспечили свободный доступ ко всем предметам. Реализация задач с детьми из неполных семей проходила в ходе специально организованного обучения. Сюда относятся: занятия познавательного цикла; экскурсии на места работы взрослых; продуктивные занятия; музыкальные занятия; занятия с психологом.

Совместная игровая деятельность воспитателей и детей складывается из бесед о семье, рассматривания семейных альбомов; составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; картин художников из серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов по тематике; игр: подвижных, творческих и дидактических; психогимнастики; праздников и семейного досуга.

Также значительную роль играет в жизни, развитии детей их самостоятельная деятельность, которая позволяет видеть создаваемые образы, копирование детьми ситуаций.

Практическая комплексная работа с детьми из неполных семей специалистов ДОУ с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений.

Нашей задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу. Рассмотрим некоторые из осуществленных проектов.

Воспитание уважения к близким людям – такова цель проекта «Ребенок и семья», разработанного творческой группой ДОУ № 219. В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его пожелания, права.

Проект рассчитан на 3 года. В каждой группе решаются свои задачи.

В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:

Вместе дружная семья.

Увлечения семьи.

Выходной деть нашей семьи.

Дети знакомились с индивидуальными особенностями организации свободного времени семьи, традициями семьи. Составляли рассказы из личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».

В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Возник проект «Генеалогическое древо». Работа вызвала интерес особенно со стороны молодых мам. На родительском собрании взрослых, а на занятиях детей знакомили с содержанием статей международного документа «Конвенция о правах ребенка», особое место уделяя правам ребенка на имя, сохранение своей индивидуальности и семейные связи.

Отсюда вытекает проект «Происхождение фамилии», цель которого выявление истории фамилии. Данный проект дал положительный результат, так как взрослые и дети стали активными участниками, а также изменился стиль общения между детьми и взрослыми.

Проект «Мы живем в Саратове» разработан с целью: расширить знания о месте, где живут, дать представления о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры, воспитывать любовь к городу. Был оформлен альбом «Любимое место отдыха в Саратове», проведены беседы, цикл занятий «Город мой родной», экскурсии в детский и городской парки, по близлежащим улицам. Проведен экскурс в прошлое названия улиц.

Планируется проект «Достопримечательности нашего города».

Проект «Природа нашего края» способствовал организации фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края», а родители помогали делать гербарий.

Экспериментирование – один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты с водой, воздухом позволяют понять значимость чистой воды и воздуха. Все это вливается в тему по экологическому воспитанию, не противореча при этом социально-педагогической работе.

В старшем дошкольном возрасте нельзя обойтись без символики. Поэтому познакомили детей с символами нашей страны, изучили геральдику. Следующий проект «Герб семьи». Цель: выявление семейных ценностей и традиций. Так постепенно, начиная с младшего возраста, знакомство с семьей перерастает в знакомство с родным городом, природой родного края; формируются представления о стране и ее этнокультуре.

Проект «Ребенок и этнокультура», цель которого – формирование этнокультурной компетентности, способствовал организации и постановке совместно с родителями спектаклей, фольклорных праздников «Посиделки», «Масленица», «Троица».

Таким образом, участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески-развивающейся личности, способствует воспитанию уважения к семье и близким, а через уважение и любовь к родителям, родственникам воспитываются и гражданско-патриотические чувства. И если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения ему на благо. Поэтому и семья, и детский сад должны объединить усилия по преодолению трудностей, создать единое пространство развития, постоянно взаимодействовать друг с другом.

Важной составляющей нашей работы является привлечение родителей к участию в жизни малыша, так как это помогает:

преодолеть авторитаризм и видеть мир с позиции ребенка;

относиться к ребенку как к равному;

понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, а радоваться его личностному росту и развитию;

узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, которое предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание и взаимовлияние, взаимопомощь и поддержку.

Результаты нашей работы не сиюминутны, они отсрочены во времени. Однако анализ мнений педагогов показал, что у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей; увеличилось количество обращений в «Шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций со специалистами, вопросов к воспитателям; возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.

А самое главное, что работа с детьми из неполных семей и наблюдения за ними в различных видах деятельности дали положительный результат: дети могут рассказывать о членах своей семьи, тем самым у них формируется понятие о семье; способны выражать свои чувства по отношению к близким; появилось желание самостоятельно готовить подарки и сюрпризы своим родным; возникают сюжетно-ролевые игры, отображающие заботливые, добрые отношения между членами семьи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и необходимо для развития их собственного ребенка.

Оказание комплексной социально-педагогической помощи ребенку из неполной семьи с проблемами в социализации носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе специалистов. Правильная организация работы с детьми из неполных семей позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и в итоге прийти к успешной социальной адаптации ребенка.

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду»Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду» Вот, уж, как 29 год наш центр развития ребенка детский сад «Белоснежка» раскрывает двери для самых маленьких своих воспитанников. Это испуганные,.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения» Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности.

Организация физкультурных занятий по методике игрового стретчинга в условиях дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса в дошкольном.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образовательного учреждения В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения А. С. Смирнова Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения» Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей. статья принята к публикации в сборник тезисов и статей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 13:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД