Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»

Вера Костикова
Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»

Для целостного и адекватного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним.

Именно предметно-развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребенку развивать способность, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Ученые – психологи смотрят на игру как на ведущую деятельность в период дошкольного детства.

Раскрывая значение игры, необходимо отметить, что она отвечает важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды.

Можно проследить двустороннюю взаимосвязь, взаимодействие – личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум требованиям:

1) оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;

2) иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития. Чем шире зона «известного - неизвестного», тем больше возможностей для проявления активности. А возможность свободного передвижения задает динамичную картину окружения, центр которой сам – человек, что способствует лучшей его ориентации в окружающем мире.

Предметно – игровая среда в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:

- включать элементы новизны;

- являться многофункционально;

- содержать умеренный элемент риска.

Дети склонны организовывать и трансформировать окружающее пространство. С целью реализации этой потребности оно должно содержать в себе эту возможность.

Можно выделить отдельный вид пространственных игр, которые включают действия, направленные на овладение пространством и его объектами, а также их пространственную трансформацию и перемещения. Их результат - восприятие своего тела в окружающей среде в движении, овладение пространством как объектом, определение своих возможностей.

Пространство детской жизни взрослый организует в соответствии с его представлениями о том, что хорошо или плохо для развития ребенка, опасно или нет. Возможность свободного перемещения в пространстве и воздействия на него ребенком также определяется и регламентируется взрослым.

Тяга к видимости и досягаемости в едином пространстве характерна только для первых пяти лет жизни. Затем наступает потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства и они более склонны к его исследованию и реорганизации.

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.

Прослеживается определенная связь между пространственным поведением и развитием личности ребенка. Личное пространство идентифицируется со своим «я».

Существуют «мальчишеские и «девчоночьи» места. Помимо этого есть излюбленные места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».

Можно выделить две характеристики предметно-развивающей игровой среды, определяющие ее «изменяемость и неизменность»:

1) статичность;

2) динамичность.

Статичная предметно - игровая среда содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. Она неизменна и постоянна во времени. Такая среда создает ощущение порядка и безопасности. Однако при этом возникают нежелательные явления для ребенка:

- мало активности и поискового поведения;

- снижается адаптивность и «притупляется» чувство собственной безопасности, что выражается в снижении внимания и контроля за собой;

- объекты окружения перестают воздействовать на ребенка.

Динамическая среда способствует поисково-познавательной активности, но в то же время создает и фон напряжения из –за отсутствия стабильности и постоянства.

Сочетание статичности и динамичности на практике может выражаться в четырех формах:

1. Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты.

2. Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений.

3. Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства.

4. Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией.

Некоторые приемы организации предметно – игровой среды, способствующие повышению активности ребенка:

- выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена;

- организация склада «ненужных предметов»: сундук, шкаф, ящик в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью «найти то, что надо для игры»;

- передвижные сегменты. Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года.

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

- модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно – печатных игр;

- игровой материал для организации сюжетно – ролевых игр;

- игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;

- уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

-исследовательский, проблемный материалы для организации игр – экспериментирований;

-сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.

Предметно – игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактора, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность.

В понятие предметно-развивающей игровой среды мы включаем и отношения, которые складываются у ребенка со взрослым в процессе игры. В организованной игре он выступает как равноправный партнер, в свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сводится к минимуму.

Таким образом можно определить основные критерии, необходимые для построения предметно – развивающей игровой среды:

- готовность педагогов и детей проектировать и моделировать предметно – развивающую игровую среду группового помещения совместно;

- творческий подход к размещению игровых модулей, их освоению и исследованию;

- самостоятельность детей по распределению ролей;

- интерес к созданию новых пособий, игр.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»
Опубликовано: 14 января 2013 в 17:23
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...