Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»

Вера Костикова
Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»

Для целостного и адекватного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним.

Именно предметно-развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребенку развивать способность, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Ученые – психологи смотрят на игру как на ведущую деятельность в период дошкольного детства.

Раскрывая значение игры, необходимо отметить, что она отвечает важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды.

Можно проследить двустороннюю взаимосвязь, взаимодействие – личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум требованиям:

1) оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;

2) иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития. Чем шире зона «известного - неизвестного», тем больше возможностей для проявления активности. А возможность свободного передвижения задает динамичную картину окружения, центр которой сам – человек, что способствует лучшей его ориентации в окружающем мире.

Предметно – игровая среда в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:

- включать элементы новизны;

- являться многофункционально;

- содержать умеренный элемент риска.

Дети склонны организовывать и трансформировать окружающее пространство. С целью реализации этой потребности оно должно содержать в себе эту возможность.

Можно выделить отдельный вид пространственных игр, которые включают действия, направленные на овладение пространством и его объектами, а также их пространственную трансформацию и перемещения. Их результат - восприятие своего тела в окружающей среде в движении, овладение пространством как объектом, определение своих возможностей.

Пространство детской жизни взрослый организует в соответствии с его представлениями о том, что хорошо или плохо для развития ребенка, опасно или нет. Возможность свободного перемещения в пространстве и воздействия на него ребенком также определяется и регламентируется взрослым.

Тяга к видимости и досягаемости в едином пространстве характерна только для первых пяти лет жизни. Затем наступает потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства и они более склонны к его исследованию и реорганизации.

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.

Прослеживается определенная связь между пространственным поведением и развитием личности ребенка. Личное пространство идентифицируется со своим «я».

Существуют «мальчишеские и «девчоночьи» места. Помимо этого есть излюбленные места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».

Можно выделить две характеристики предметно-развивающей игровой среды, определяющие ее «изменяемость и неизменность»:

1) статичность;

2) динамичность.

Статичная предметно - игровая среда содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. Она неизменна и постоянна во времени. Такая среда создает ощущение порядка и безопасности. Однако при этом возникают нежелательные явления для ребенка:

- мало активности и поискового поведения;

- снижается адаптивность и «притупляется» чувство собственной безопасности, что выражается в снижении внимания и контроля за собой;

- объекты окружения перестают воздействовать на ребенка.

Динамическая среда способствует поисково-познавательной активности, но в то же время создает и фон напряжения из –за отсутствия стабильности и постоянства.

Сочетание статичности и динамичности на практике может выражаться в четырех формах:

1. Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты.

2. Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений.

3. Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства.

4. Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией.

Некоторые приемы организации предметно – игровой среды, способствующие повышению активности ребенка:

- выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена;

- организация склада «ненужных предметов»: сундук, шкаф, ящик в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью «найти то, что надо для игры»;

- передвижные сегменты. Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года.

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

- модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно – печатных игр;

- игровой материал для организации сюжетно – ролевых игр;

- игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;

- уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

-исследовательский, проблемный материалы для организации игр – экспериментирований;

-сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.

Предметно – игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактора, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность.

В понятие предметно-развивающей игровой среды мы включаем и отношения, которые складываются у ребенка со взрослым в процессе игры. В организованной игре он выступает как равноправный партнер, в свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сводится к минимуму.

Таким образом можно определить основные критерии, необходимые для построения предметно – развивающей игровой среды:

- готовность педагогов и детей проектировать и моделировать предметно – развивающую игровую среду группового помещения совместно;

- творческий подход к размещению игровых модулей, их освоению и исследованию;

- самостоятельность детей по распределению ролей;

- интерес к созданию новых пособий, игр.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»
Опубликовано: 14 января 2013 в 17:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Женская обережная куколка «Долюшка» или «На счастье»
Доброго времени суток, мои друзья и читатели моей странички! Начну свою публикацию стихами хорошо нам с вами известной Леночки Пономарёвой: Нежно в руки...
«Наш мордовский уголок!»
Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном возрасте...
Занятие «Домашние животные»
На доске рисунки животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, лиса. Педагог. Кто "лишний"? Как можно назвать остальных животных одним словом? (...
Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция...
Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой, на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами немного...
Мини-песочница для экспериментирования «Волшебный чемодан» (Фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! Этим летом, когда мы оформляли территорию на участке нашего детского сада, одна из мам принесла к нам в группу огромный...