Получи документы

Технология формирования монологической речи дошкольников «Комментированное рисование»

Людмила Борзенкова
Технология формирования монологической речи дошкольников «Комментированное рисование»

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной речи и развитие речевого творчества. Я представляю технологию по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию, в частности, обучению составлению рассказов.

В содержание работы формирования связной речи по данной технологии входит рассказ по следам наглядного действия (комментированное рисование).

Публикация «Технология формирования монологической речи дошкольников „Комментированное рисование“» размещена в разделах

Данная технология опирается на методику развития изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста под руководством профессора Московского Гуманитарного института Микляевой Натальи Викторовны. Эта методика была опубликована в одном из журналов «Управление Дошкольным Учреждением», (№2, 2010г.)

Цель методики комментированного рисования- развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности.

Задачи:

• Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображенное на картине и рисунке взрослого и сверстника.

Формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинками.

• Содействовать в развитии мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования) в художественно – речевой деятельности.

Принципы данной методики.

Деятельностный – развивать способности в процессе деятельности.

Развивающего обучения – создать игровые ситуации, направленные на развитие активности ориентировки в новых условиях, переключаемости с одного способа деятельности на другой, темпа, работоспособности.

Коммуникативный – создать условия для мотивации детской речи.

Приемы комментированного рисования.

С позиции взрослого

Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребенок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.

Например: Я рисую дерево. У дерева есть ствол, веточки, листочки и корни. Ствол высокий и толстый. На веточках зеленые листочки. Среди веток спряталось старое дупло. В нем живет дятел. Возле дерева растет зеленая трава. А под деревом сидит зайчик.

Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отображающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (в моих комментариях дети становятся объектами изображения)

«Я хочу нарисовать картину о ваших играх. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать красками, а вы мне будете подсказывать: во что и как играли. Я нарисую всех детей нашей группы, расскажу про тебя Глеб, и про тебя Дима. Хотите вместе со мной рисовать(Дети отвечают)

«Вот это Владик. Скажи, Владик, ты с какой игрушкой играл? – С самолетиком. Тебе было весело? (Схематично я рисую на ватмане или доске улыбающегося Владика и самолетик). Кристина, а ты как играла (Прыгала через скакалку). Тебе было грустно или радостно? (Рисую) Рома, расскажи, что делает Владик? А Кристина?. (Дети рассказывают по нарисованной ситуации. Воспитатель следит за правильностью повествования. Предлагает повторить правильно предложение, если дети неправильно строят предложение).

«Настенька, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Машей? Хорошо. Спроси, вкакую игру она играла» Еще говорят 2-3 пары детей. Параллельно на доске в процессе моей продуктивной деятельности возникают рисунки, маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей.

Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Сначала можно нарисовать наблюдения детей на прогулке, также рассказывая красками. Потом можно перейти к рассказыванию по картине.

Следующие приемы рисования мы рассмотрим с позиции ребенка.

Рисование в парах.

Есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. В конце работы предлагаю рассказать о том, что у них получилось. Например, перед началом рисования я задаю тему «Птичий двор». На одном общем листе не переговариваясь, каждый рисует свое по заданной теме.

Расскажи что получилось?

Расскажи, что вы делали сначала, а что потом?

Расскажи, о чем рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?

У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?

Индивидуальное рисование «Вхождение в рисунок»

Предлагается войти в рисунок, описывая, что в это время происходит. Происходит развитие пространственного мышления, формирование умения описывать в речи воображаемую ситуацию, связываю ее содержание с содержанием рисунка.

Например, «Жило – было маленькое семечко. И вот однажды ветер опустил его на полянку. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что, наконец,наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась солнышку, теплому дождику. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»

«Оживление картины» - распределяются роли персонажей, изображенных на рисунке, затем используя приемы словесного рисования, передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективной работы.

Например «Я – береза. Живу много лет. Мне нравиться лето, потому что я зеленею. Хозяева дома ухаживают за коровой, огородом и домом. Сторожит дом собака по кличке Шарик. Маленький мальчик помогает папе строить будку для собаки. Мама не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Это очень дружная семья.»

И еще один прием «Дополнение изображения, созданного взрослым».

Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создает его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребенка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

Например на одном из НОД по художественно – эстетическому развитию вместе с детьми мы использовали прием нетрадиционного рисования – кляксография. С помощью трубочки от коктейля у каждого на листе бумаги мы поставили кляксу, увидев, удивление у них в глазах, я предложила пофантазировать. Придумать какой – нибудь образ и дорисовать его. В конце каждый ребенок описал словесно свой полученный результат.

Особое внимание уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал…и сказал… и сделал… и что из этого вышло?»). Этот прием рекомендовал Дж. Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души». Дети рисуют персонажей из сказки и комментируют их действия.

Технология комментированного рисования интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает возможность право выбора, полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию монологической речи.

Публикации по теме:

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

«ТРИЗ-технология как средство формирования универсальных учебных действий» Особенностью Стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Особенностью.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников» Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные.

Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.

Театрализованные игры как средство формирования интонационной выразительности речи младших дошкольников Период дошкольного детства является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного усвоения ребенком устной речи,.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие.

Виды связной монологической речи Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология формирования монологической речи дошкольников «Комментированное рисование»
Опубликовано: 5 октября 2016 в 21:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД