Лучший педагог года

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Татьяна Разина
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Татьяна Николаевна Разина

МБДОУ детский сад «Солнышко»,

Кожевниковский р-н;с. Кожевниково

Тема: Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по данной теме. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я внедряю и использую в работе по обучению детей развитию речи приёмы мнемотехники.

Реализуя данную тему, поставила перед собой задачи:

-помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

-обогащать словарный запас детей;

-учить последовательности, логичности;

-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

-снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;

-развивать мелкую моторику у детей.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. При обучении детей развитию речи я использую приёмы мнемотехники, такие как: мнемодорожка, мнемотаблицы, коллаж. На первых этапах обучения пользуюсь мнемодорожкой. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и в графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

Коллаж – это формат картона, плотной бумаги, на которых наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Детям объясняю, что коллаж похож на «винегрет» или «салат», когда берется много различных продуктов и их смешивают, т. е. соединяют между собой, таким образом, получается новое вкусное блюдо. Таким образом, идет отработка метода сюжетного запоминания. Развиваем фотографическую память, также как и со словами и с открытками здесь идет расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать. Коллажи бывают развивающие и обучающие.

Мнемотаблица – это таблица, с определённой информацией. По данным таблицам учатся составлять рассказы, загадки, сказки. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняю: даю предметно – схематическую модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даю схематическую мнемотаблицу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Таким образом, можно сделать выводы, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей :

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. оказываем положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для :

-обогащения словарного запаса,

-составления рассказов,

- пересказывания художественной литературы,

-отгадывания и загадывания загадок,

- заучивания стихов.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символы предметов и объектов к выбранному рассказу. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Провожу разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно обсуждаем с детьми, оформляем в форме беседы, вслушиваемся в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребё нку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?». При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседую по тексту, рассматриваю иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В старших, подготовительных группах – дети сами под руководством воспитателя учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Я провожу одну совместную образовательную деятельность по мнемотехнике в неделю и использую разные приемы запоминания. Детям нравятся она проходит в хорошем темпе, так как материал даю в игровой форме дети выполняют пять – шесть разнообразных заданий. Образовательная деятельность длится 20 минут, в нее включаю подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорки, народные приметы и т. д. Провожу ее подгруппами. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем наиболее удачные варианты, помогаю ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти. Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.

В основном этот метод я использую в зарисовке пословиц, небольших стихотворений, поговорок, скороговорок. Дети сами зарисовывают слово за словом в старших группах. Когда разучиваем стихотворение, я даю им свою зарисовку слова. После образовательной деятельности с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки на любую тему, соблюдая общие принципы построения сюжета. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы я ввожу задачи по активизации и обогащению словаря. Продумывая разнообразные модели с детьми, я придерживаюсь следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Использую игры на запоминание комбинации цветов.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь результатов:

- у детей появилось желание пересказывать сказки

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- активизировался словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость,

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности его к школе.

Литература:

«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Т. Б. Полянская

«Учимся по сказке» Т. В. Большевой

«Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой

Публикации по теме:

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений Данная методическая разработка предоставлена воспитателям в помощь для запоминания стихотворений. При заучивании стихотворений детьми дошкольного.

Школа молодого педагога. Перспективное планирование Перспективное планирование на 2011-2012 учебный год. Сентябрь. Тема: "Портфолио педагога" Октябрь. Тема: " Комплексы утренней гимнастики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2014 в 18:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД