Лучший педагог года

Взаимодействие с родителями в современных условиях. Управленческий аспект

Елена Прокофьева
Взаимодействие с родителями в современных условиях. Управленческий аспект

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка. Положительных результатов в воспитании можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Это регламентируется и в ФЗ – 273 (ст. 42,44,45 и др.) и во ФГОС дошкольного образования (ст. 1.6 и 3.2.1.).

Публикация «Взаимодействие с родителями в современных условиях, Управленческий аспект» размещена в разделах

Укрепление и развитие тесной связи, взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Это подчеркивается многими педагогами и психологами, а также народными высказываниями и пословицами:

- В. А. Сухомлинский «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»;

- В. А. Сухомлинский «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо узнать его семью»;

- А. С. Макаренко «Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»;

- А. С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги»;

- Себастьян Брандт «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому;

- «Родительское слово мимо не молвится»;

- «Самое лучшее наследство – воспитанность» и многие другие.

Также В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В практике дошкольных образовательных учреждений сложилась определенная ситуация взаимодействия с семьями воспитанников, которая имеет ряд негативных особенностей:

1) недостаточная эффективность использования традиционных форм взаимодействия с родителями в современных условиях;

2) принятие ДОО всех проблем воспитания детей на себя;

3) дистанцирование родителей от ДОО;

4) снижение уровня авторитета педагогов в глазах родителей, неуважение к труду педагога.

Результатом сложившейся ситуации стало отсутствие согласованности воспитательных воздействий семьи и ДОО, снижение уровня педагогической компетентности родителей и обеднение содержания дошкольного образования вследствие недостаточности использования уникального опыта семейного воспитания.

Достижение оптимального уровня развития ребенка в соответствии с его возрастным, психофизиологическим, индивидуальным потенциалом, его успешная социализация возможно только при условии консолидации воспитательных воздействий дошкольного учреждения и семьи.

Взаимодействие между ДОО и родителями (законными представителями) воспитанников на основе партнерских взаимоотношений и сотрудничества с целью достижения оптимального уровня развития ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного детства составляет единое образовательное пространство «ДОУ - семья».

К важнейшим признакам и условиям единого образовательного пространства «ДОУ - семья» М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина относят:

1) определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников. Важно учитывать тот факт, что родители часто не обладают достаточными знаниями в области целей и задач дошкольного воспитания, которые должны стать предметом детального обсуждения педагогами и родителями.

Сравним цели ДОО и родителей

Основная цель ДОО:

Цель в соответствии с Уставом МАДОУ:

«Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми»

Цели образовательной деятельности МАДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) :

1) создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

2) создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цели образовательной деятельности МАДОУ (в соответствии с программой «Детство») :

1) создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации;

2) развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Цели родителей (на основе анализа родительских анкет) :

1. Отдать ребенка в детский сад, чтобы иметь возможность работать родителям.

2. Подготовка ребенка к школе. Получить полноценное дошкольное образование.

3. Создать условие для общения своего ребенка с другими детьми.

4. Обеспечение полноценного питания в ДОО. Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.

Педагогам необходимо донести до семьи результат воспитания ребенка, реализацию целей ДОО и согласовать его с педагогическим установками родителей.

2) выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку дома и в ДОО (часто в современных семьях родители относятся к своему ребенку, как к особенному и исключительному, допуская вседозволенность в воспитании)

3) выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях воспитательного процесса.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

В нашем учреждении воспитываются 396 детей – родителей порядка 700 человек. Как трудно достучаться до каждого?

Исходя из наблюдений, родители заинтересованы получить путевку в детский сад, попасть в группу, дальше активность большинства уменьшается. Но по мере взросления ребенка меняется отношение родителей к детскому саду. Они интересуются образовательной деятельностью, а не только здоровьем и питанием, обобщают семейный опыт по различным темам, помогают обогащать развивающую предметно – пространственную образовательную среду групп. Как мы этого добиваемся? Мы используем современные формы взаимодействия.

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с государственным общественным характером управления :

Открытость ДОО для семьи, включение родителей в управлении ДОО (Попечительский совет, Наблюдательный совет, Родительский совет и др.)

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, использование разнообразных форм работы

Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Необходимо повернутся лицом к родителям и искать новые формы взаимодействия

Используемые в нашем ДОО новые формы взаимодействия с семьями воспитанников

Информационно-аналитические формы

Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Формы - Интервью и беседа - позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что неподвластно изучению другими методами, с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

Горячая телефонная линия - организуется по графику в определенный день и час, посвящена разным темам: перед заседанием родительского совета, по организации питания, по работе с социально – неблагополучными семьями, по обеспечению безопасности и т. п.

Познавательные формы

Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Формы - Дискуссии на тему педагогических советов, обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление

Круглый стол - на родительских собраниях и родительских советах. Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого

Вечера вопросов и ответов - позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей

Родительский тренинг - активная форма взаимодействия с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Семейный клуб - проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми

Дни добрых дел - дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОО (ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями

Эпизодические посещения - предполагают постановку конкретных педагогических задач перед отдельными родителями : наблюдение за играми. Непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.

Досуговые формы

Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) с участием родителей - помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи - демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей

Письменные формы

Еженедельные записки - записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в ДОО, о его любимых занятиях и другую информацию

Листовки, брошюры - листовки раскрывают работу с детьми в соответствии с тематическим планированием, содержат консультационный материал по подготовке к педагогическим советам.

Родительская почта - организуется через специально созданный почтовый ящик (в интернете) общение с администрацией (заведующий, зам. заведующего по ВМР)

Наглядно-информационные формы

Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитании детей в условиях ДОО. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя

Информационно-ознакомительные - направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт ДОО в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в СМИ, информационные проспекты, видеофильмы;

Информационно-просветительские- направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки

В рамках нашей работы мы использовали перечисленные формы, для полноценного взаимодействия утверждены графики взаимодействия специалистов и родителей и графики взаимодействия руководителей кружков и родителей.

Мы привлекаем родителей к самообследованию результатов деятельности учреждения путем опросов и анкетирования. Результаты за 2016-2017 учебный год таковы:

• 87% родителей согласны с тем, что ДОО дает полноценное и качественное дошкольное образование.

• 79% готовы к сотрудничеству с ДОО. Наиболее готовы к сотрудничеству следующие категории родителей - предприниматели, руководители, специалисты. Наименее готовы - рабочие и домохозяйки.

• 31% родителей готовы к участию в управлении ДОО через Родительский совет; 24% - Наблюдательный совет и всего 2% - попечительский совет.

• Главными критериями, по которым родители (законные представители) выбирали наше ДОО, являются:

- детский сад находится близко к дому – 87%;

- в ДОО есть дополнительные образовательные услуги – 72%;

- детский сад дает хорошее дошкольное образование – 68%.

- организация работы по безопасности – 74%;

- имеется доступная система информирования – 72%;

- ведется полноценная воспитательная работа – 64%.

Также изменилось участие родителей в управлении учреждением. Родители участвуют с правом решающего голоса в следующих формах управления : Наблюдательный совет и Родительский совет, Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. С правом совещательного голоса в Педагогическом совете, Общем собрании работников. Участие родителей в управлении повышает заинтересованность их в делах учреждения, активность родителей.

Например, на заседаниях Наблюдательного совета родители активно участвуют в управлении : обсуждают муниципальные задания, планы финансово – хозяйственной деятельности, предстоящие ремонтные работы и их итог, и другие вопросы, касающиеся финансовой стороны деятельности Учреждения.

На заседаниях Родительского совета родители активно обсуждают реализацию задач Годового плана, подготовка к праздникам и конкурсам, проводимым в Учреждении, оказание платных услуг и другие вопросы, касающиеся деятельности Учреждения, но решения Родительского совета носят рекомендательный характер, администрация МАДОУ может и не согласится с ними.

На заседаниях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений обсуждают сложные ситуации с воспитанниками,

На Педагогическом совете родители делятся лучшими семейными опытами по различным темам развития ребенка.

После проведенной работы по результатам анкетирования родителей, наблюдением за взаимодействием родителей и детей, посещением родителями мероприятий, можно сделать вывод, что формируется устойчивый интерес родителей к активному включению в общественную деятельность.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС» Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска.

Консультация для родителей «Организация музыкально — эстетического воспитания в семье в современных условиях» Консультация для родителей. Организация музыкально - эстетического воспитания в семье в современных условиях. Педагоги и психологи справедливо.

Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.

Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание в современных условиях Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах.

Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях на основе культурного наследия казачества Белогорья Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра Мир, в котором живет.

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. Шопф А. Н., воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных.

Работа с родителями в современных условиях На сегодняшний день взаимодействие педагогов и родителей, по-прежнему, является одной из сложных и актуальных проблем образования. Дошкольное.

Семинар для педагогов ДОУ «Организация взаимодействия с родителями в современных условиях»Семинар для педагогов ДОУ «Организация взаимодействия с родителями в современных условиях» «Творческая мастерская» Мастер-класс по организации работы с родителями в средней группе «Б» «Одуванчики» Последние время многие ученые.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями в современных условиях. Управленческий аспект
Опубликовано: 22 октября 2017 в 19:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД