Статья «Влияние учебно-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольника»

ирина авдеева
Статья «Влияние учебно-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольника»

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО- ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Авторы: Кожара И. В., Авдеева И. А.

Опубликовано: "Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования", 2010 год

Понятие познавательная активность, присущая дошкольнику, имеет ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и развитие нравственно - волевых качеств. Обратимся к анализу психолого - педагогической природы компонентов активной познавательной позиции дошкольников. Познавательный интерес представляет собой побуждение к деятельности, выражающийся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ребенка, способствующей самостоятельному поиску и применение знаний в жизненной практике.

Важнейшим компонентом познавательной активности является радость познания. Свое отношение к деятельности дошкольник выражает через эмоции, поэтому радость от процесса познания вызывает у ребенка желание заниматься этой деятельностью, способствует развитию интереса. Еще одно звено познавательной активности – рефлексивный компонент, т. е. понимание успеха в деятельности, особенно в ведущей, так как именно она, согласно Л. С Выготскому, ведет за собой психическое развитие. Для дошкольника ведущей является игровая деятельность, поэтому самостоятельность и успех в ней так необходим ребенку. Составляющим компонентом познавательной активности дошкольника является наличие нравственно – волевых качеств личности. Настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, честность помогают получать знания и добиваться поставленной цели.

Перечисленные нами ключевые компоненты познавательной активности дошкольника не случайно выделены и раскрыты, так как именно в процессе учебно- дидактических игр все они получают возможность для развития. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка учебно- дидактические игры, отвечающие следующим требованиям: способность порождать непосредственный интерес у детей; предоставление детям возможности проявить свои способности; обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

Технически сложные и дорогостоящие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес и малополезны для развития активной познавательной позиции дошкольника. Грамотно подобранные учебно- дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать их, в которых дошкольники открывают для себя новые знания, самостоятельно применяют их, переживают ситуацию успеха – наоборот стимулируют данный процесс.

Список литературы

1. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной активности младших школьников // Начальная школа. -2009-№10.-С. 18.

2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-Кн. 2; Психология образования. -345 с.

Публикации по теме:

Развитие исследовательских способностей ребёнка через развлечение.Развитие исследовательских способностей ребёнка через развлечение. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. В дошкольном возрасте экспериментирование.

Общение — важный фактор познавательного развития ребенка. Советы родителям «Развитие познавательной активности через общение» Советы родителям по теме: «Развитие познавательной активности через общение". 1. К Вашему сведению – общение определяется психологами, как.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Статья «Влияние учебно-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольника»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 14:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Снова о переписке дошкольников на МAAM или доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Воспитатели средней группы «Непоседы» Мухаева Т. М., Алексеева А. С. Проект по...
Вид проекта: творчески - информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети старшей, воспитатели групп, родители воспитанников....
Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе «Теремок»
Воспитатель: Дети хотите сегодня встретиться со сказкой? Дети: Да! Воспитатель: Закройте глаза, я скажу волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам...