Получи документы

«Педагогическая культура родителей». Vll Сахалинские рождественские образовательные чтения

Наталья Пьянкова
«Педагогическая культура родителей». Vll Сахалинские рождественские образовательные чтения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области

«Педагогическая культура родителей как компонент в структуре

семейного воспитания»

Выполнил воспитатель

Пьянкова Наталья Сергеевна

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

г. Долинск

2017

«Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец».

Русская народная пословица.

«Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту

Публикация «„Педагогическая культура родителей“, Vll Сахалинские рождественские образовательные чтения» размещена в разделах

воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа.»

Ушинский К. Д.

Детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в детстве у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Семья, детский сад, школа – общественные институты, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и образовательным учреждением всей тяжестью ложится на ребёнка. Педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов – помочь родителям в воспитании детей.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека. В истории не раз возникали ситуации, в которых актуализировались силы, враждебные культуре, отодвигавшие образование, воспитание на периферию общественной жизни.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы образовательного учреждения была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Что же представляет педагогическая культура в современном её значении? В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.

Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье.

Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, следует необходимость повышения педагогической культуры родителей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и образовательном учреждении, анализировать педагогические ситуации.

Ещё одной формой для установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Проводятся тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.

Таким образом, применение выше описанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностями детства.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада, школы и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви».

Список литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. с. 255-256

2. Теоретический и научно - методический журнал «Воспитание школьников» №7 2008г.

3. Теоретический и научно - методический журнал «Воспитание школьников» №8 2009г.

4. Фалькович Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М. :5 за знания 2005.-240с. (Методическая библиотека).

Публикации по теме:

Анкетирование для родителей «Азы семейного чтения» Уважаемые родители! Вспомните свое детство, как были вы рады, когда вам читали любимую сказку взрослые, как было приятно вместе со всей.

Консультации для родителей «Речевая культура ребенка рождается в семье» Консультации для родителей «Речевая культура ребенка рождается в семье» Ребенок усваивает речь, подражая близким, поэтому очень важно,.

Консультация для родителей «Физическая культура в семье» Консультация для родителейФизическая культура в семье. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, крепкими. Однако они.

Консультация для родителей «О пользе семейного чтения» Наши дети читают все меньше и меньше! Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься, и как то изменить такое положение.

Консультация для родителей «Вежливость и культура общения» Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного.

Мастер-класс «Рождественские ангелы из салфеток» для совместного творчества детей и родителейМастер-класс «Рождественские ангелы из салфеток» для совместного творчества детей и родителей Приближаются новогодние праздники. Особенно актуальные поделки – это ангелочки, изготовленные из разнообразных материалов. Предлагаю простой.

Памятка для родителей «Особенности чтения сказок о животных» 1. Сказка читается в простой, разговорной манере. Читающий сказку обращается к детям, как бы желая воспроизвести им случай, свидетелем которого.

Памятка для родителей «Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка» «Чтение художественной литературы» Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в.

Статья «Педагогическая культура семьи» «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».

Педагогическая технология — образовательные квесты в ДОУ План профессионального самообразования воспитателя МБДОУ д/с «Светлячок» Коломиец Т. А. 2016-2017 учебный год. Тема: Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Педагогическая культура родителей». Vll Сахалинские рождественские образовательные чтения
Опубликовано: 17 января 2018 в 14:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД