Папки-передвижки

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

Ксюша Баева
Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

“Пойми живой язык природы -

и скажешь ты: прекрасен мир…»

И. Никитин

Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально – культурным нормам, традициям семьи и общества. Поэтому воспитание духовности подрастающего поколения является ключевой проблемой развития современного общества, приоритетной направлением образовательной политики РФ. Определение духовности в отечественной философии опирается на ряд подходов известных ученых и общественных деятелей: Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Д. С. Лихачева, Л. Н. Толстого, Н. Д. Никандрова и др., которые в это понятие включают различные аспекты - философский, антропологический, психологический, педагогический, лингвистический.

Публикация «Статья „Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах

Для результативного духовно-нравственного воспитания детей необходимо обратить внимание на одну из задач ФГОС ДО, которая подразумевает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социально – культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Для детей дошкольного возраста воспитание духовности может быть эффективно реализовано в процессе приобщения детей к природе родного края.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Родная природа является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Человек всегда и везде, в той или иной форме соприкасается с природой. В духовно-нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.

Проблема воспитания духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края многогранно. В тоже время в своей работе в качестве целевой направленности педагогической деятельности по данной проблеме мы определили формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров к родной природе и к самому себе. В ходе реализации намеченной цели решались задачи:

1) развивать у детей дошкольного возраста экологические представления о природе родного края и правилах поведения в ней;

2) пробуждать чувство ответственности за природу и активизировать личное участие в ее охране;

3) расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

Для проектирования содержания образования мы использовали парциальную программу экологического воспитания дошкольников «Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич и примерный региональный модуль «Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой. С учетом имеющихся условий, возможностей и интересов своих воспитанников нами был составлен перспективный план по экологическому воспитанию с детьми и намечен план работы с родителями. Особое внимание было уделено созданию экологической среды в группе и проектированию экологической тропы.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Содержательный аспект деятельности по воспитанию духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края включал следующие направления:

- чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»;

Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; Ф. С. Атянин «Ласточка», Ю. Н. Азрапкин «Шумбрат, вирняй!» («Здравствуй, лес!», В. Н. Корченганов «Луганязе-лаймонязе» (Луг-лужок) А. Ф. Ежов «Касы веленязе» (Растет моя деревня, пословицы;

- организация экологических бесед, с использованием мультимедийного оборудования: «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Как живётся диким животным в лесу»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Природа и человек»; «Правила леса», «Красная книга Мордовии», готовые презентации.

- организация дидактических игр «Чей клюв?», «Планета земля», «Кто к кормушке прилетел», «Времена года», «Экологические цепочки», “Чудесный мешочек”, “Вершки и корешки”. «Когда это бывает?”, “Зоологическое лото”,  «Что где зреет?»  «Времена года». «Что в корзину мы берем?», «Что где растет» (с мячом, «Узнай по описанию», «Узнай на вкус», «Такой листок - лети ко мне!», «На птичьем дворе», «Что сажают в огороде?», «Природа и человек» - создание условий для продуктивной деятельности (рисование «Воробьи и синички», лепка «Хитрая лиса», «Филин», аппликация «Белки на дереве»; ручной труд, создание макетов);

- прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуки природы;

- организация наблюдение за объектами живой и неживой природы, в частности долгосрочное наблюдение, такие как «огород на окне», проведение опытов с детьми;

- создание условий для трудовой деятельности детей в природе (кормление птиц, подсыпание снега к корням деревьев);

- организация экскурсий в Краеведческий музей.

- проведение праздников и развлечений «Наши меньшие друзья», «День Земли», «Что, где, когда?», экологических акций.

Большое внимание отводилось работе с родителями. С целью преемственности вопросов духовного воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены: консультации для родителей на тему: «Заповедники Мордовии», «Не быть равнодушными», «Учите детей любить живую природу», «В союзе с природой».

фотовыставки, выставки семейных рисунков на тему «Природа глазами детей», организованы благотворительные акции «Накормите птиц зимой» и другие мероприятия.

Благодаря системной работе, дети получили возможность постигать мир ближайшего окружения, у них стали зарождаться сочувствие и сопереживание к миру родной природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается. У детей повысился интерес к своей малой родине, возникло желание узнать свои корни, традиции. В перспективе планируется продолжать работу с детьми в этом направлении, включить в содержание знакомство с культурой родного края, организовать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. Младшая группа. Воспитывать интерес природе и эмоциональную.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного краяМини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку! Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла.

Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект ПРОЕКТ Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края. Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
Опубликовано: 20 октября 2015 в 21:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД