Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей

Ольга Низамеева
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей

Музыкальный руководитель: Низамеева О. В.

МДОУ д/с №9 «Белоснежка» ХМАО г. Нягань

Предпосылками возникновения представленного материала стала волнующая и интересующая любого из педагога и каждого из родителей актуальная проблема современности – здоровье детей и нации в целом.

Одной из основных задач детского сада, является такая организация воспитательно-образовательной работы, использование таких методов и приёмов обучения, которые не только помогут сохранить состояние здоровья, но и укрепят формирующиеся способности и качества ребёнка. Сохранение и укрепление здоровья детей, стоит и перед коллективом музыкальных руководителей. Мы решили идти к намеченной цели путём использования здоровьесберегающих технологий, создание благоприятной психологической атмосферы и в музыкальном развитии ребёнка.

Работая в данном направлении, мы выдвинули предположение о положительном влиянии здоровьесберегающих технологий на исполнительские качества детей в музыкальном воспитании, а именно: в пении, музыкально-ритмическом движении, игре на детских музыкальных инструментах.

Не смотря на изобилие разнообразных программ и технологий, не стоит забывать о том, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворяя потребности ребёнка в игре, нами был собран игровой материал из различных методик, технологий и программ, который не только относится к здоровьесберегающим технологиям, но и способствует развитию музыкальных способностей ребёнка. Девиз нашей работы: «Учимся, играя!» - стал одним из принципов в данном направлении. Необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий продиктована и возрастными особенностями детей: неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, частая смена деятельности. Даже слушая музыкальные шедевры, дети не могут более 10 минут, а исполнять самую любимую песню более 3-х раз, затем у ребёнка внимание переключается, теряется интерес. Периодически включая физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые гимнастики, мы обнаружили, что такие упражнения способствуют снятию напряжения, служат способом переключения. Накопив достаточный материал, в нашей работе сформировалась система применения данных технологий в практике музыкального руководителя.

Диапазон представленного материала достаточно широк, и включает в себя: «Коммуникативные игры и упражнения» с элементами самомассажа М. Картушиной, С. Коротаевой, «Игровые модели» детского фольклора – составитель С. А. Жилинская; «Коррекционные игры и упражнения» О. С. Боромыковой; «Дыхательные гимнастики» по методикам А. Н. Стрельниковой, М. Лазаревой; «Пальчиковые гимнастики» – Каплунова, Новоскольцева программа «Гармония»; «Речевые игры и упражнения» - Т. Э. Тютюнниковой, И. В. Бодраченко, Е. Ю. Шаламоновой; «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей» О. В. Клезович, «Расскажи стихи руками» по методике А. Е. Алябьевой, «Логоритмика» М. Ю. Картушиной.

Данные методики проводим со всей группой детей, включая в занятие, по выработанной схеме: физкультминутки при переходе от одного вида деятельности к другому, пальчиковые и дыхательные гимнастики как подготовительные упражнения к пению, они особенно актуальны сегодня, так как у многих детей наблюдается общее недоразвитие речи, различные нарушения и дефекты речи. Такие упражнения в виде весёлой игры способствуют развитию речи, исправлению недостатков, одновременно улучшениют дикцию, формируют правильную постановку дыхания.

Речевые игры и упражнения, предложенные в методиках О. В. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей» А. Е. Алябьевой, «Расскажи стихи руками». Т. Э. Тютюнниковой «Бим, Бам, Бом!» представляют эффективную форму работы для развития выразительных средств речи, и ритма, и служат универсальным средством для музицирования. Методическое пособие М. Ю. Картушиной «Логоритмика» представлено в виде комплексно-игрового метода. Упражнения, основанные на тесной взаимосвязи слова, движения и музыки расширяют словарный запас, совершенствуют звуковую культуру речи, интонационную выразительность.

Для удобного использования данного материала, мы оформили его в виде картотеки по следующим видам: дыхательные и артикуляционные гимнастики, речевые игры и упражнения, пальчиковые гимнастики, что позволяет быстро подобрать требуемый материал для занятия.

Осуществляя эстетическое развитие детей, мы используем карточное планирование, в котором представлены цели и задачи по музыкальному воспитанию детей, музыкальный репертуар, рекомендуемые здоровьесберегающие технологии. Этот материал разделён по возрастам, и удобен в использовании, позволяет варьировать работу музыкального руководителя, дифференцированно подходить к способностям, предпочтениям, а так же возможностям детей каждой группы.

Взаимодействуя с родителями воспитанников как партнеры, мы широко используем новые формы сотрудничества: совместные праздники, детско – родительские гостиные, родительские собрания, вечера отдыха, дни открытых дверей, консультации «Какую музыку слушают ваши дети» «Музыкотерапия» с практическими заданиями и рекомендациями, практикумы для родителей по изготовлению и использованию шумовых музыкальных инструментов.

О положительном влиянии здоровьесберегающих технологий на исполнительские качества детей свидетельствуют показатели полученные в результате диагностирования:

Улучшилось качество при исполнении песни:

- Дети стали исполнять песни выразительнее, точнее передавать темповые и динамические особенности в песне, начали пользоваться самоконтролем, улучшилась певческая дикция, пение стало более согласованным, продолжает совершенствоваться навык правильного звукообразования.

Музыкально-ритмическая деятельность:

- Улучшилось качество исполнения танца, сюжетной игры, многие дети успешно и без напряжения включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски, с использованием как своих, так и знакомых движений, выросла активность детей в данном виде, желание самореализоваться.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- Возросла популярность на данный вид деятельности, выразительность при исполнении, избирательность при выборе музыкального инструмента (озвучивание стихотворений, сказок, оркестровка музыкальных пьес).

Детские выступления на любых мероприятиях носят раскрепощенный характер, доставляя тем самым радость своим родителям, воспитателям, и удовлетворяя собственную потребность в самореализации.

Наши мероприятия построены так, что родители являются активными участниками праздников. Это помогает им увидеть мир глазами детей, помогает преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, открывает сильные и слабые стороны ребёнка, сближает с педагогами ДОУ. И как следствие, снижается уровень невротизации ребёнка в условиях общественно воспитания, крепнут глубинные связи между детским садом и семьей. Всё это создает благоприятные условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей, способствует эстетическому развитию детей.

Литература:

И. Н. Головачева, О. П. Власенко «Окружающий мир и музыка», 2009

О. С. Боромыкова «Коррекции речи и движения с музыкальным сопровождением» 1999.

О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению».

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры для подготовительной к школе группеМузыкально-дидактические игры для подготовительной к школе группе Солнышко и туча Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки /веселая, жизнерадостная; спокойная, грустная/'. Пособия.

Мой «Янтарь»Мой «Янтарь» .

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей
Опубликовано: 14 октября 2013 в 18:32
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....