Папки-передвижки

Опыт работы «Знакомство дошкольников с окружающим миром»

Галимова Елена
Опыт работы «Знакомство дошкольников с окружающим миром»

ГАЛИМОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Воспитатель

МАДОУ № 453 г. Челябинск. 2023 г.

Знакомство дошкольников с окружающим миром.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «приобретение ребёнком таких интегративных качеств, как развитие познавательного интереса и способность самостоятельно действовать в повседневной жизни; в различных видах детской деятельности; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умение ребёнком применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим, в зависимости от ситуации, преобразовывать способы решения задач или проблем. Таким образом, современной целью педагогического процесса на современном этапе становится – развитие личности ребёнка как субъекта собственной стратегии жизни.

Публикация «Опыт работы „Знакомство дошкольников с окружающим миром“» размещена в разделах

Детская познавательная активность и любознательность в настоящее время является объектом повышенного внимания учёных и педагогов так, как тесным образом связана с реализацией личностно-ориентированного подхода в вопросах воспитания дошкольников и их обучения. И диктуется необходимостью решения проблем подготовки дошкольников к условиям взрослой жизни в современном обществе. Умение ребёнка-дошкольника видеть окружающий его мир, умение вести наблюдение за объектами ближайшего окружения, проявлять познавательный интерес и активность в различных и видах детской деятельности - является составляющей успешного обучения ребёнка к школе.

Проведённая работа по формированию познавательной активности младших дошкольников, способствовала решению мной следующих педагогических задач:

- формирование у детей способности видеть многообразие окружающего их мира и формирование умения видеть причинно-следственные связи;

- развитие у младших дошкольников наблюдательности и познавательной деятельности, любознательности, логического мышления, закрепление собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных обозначений, моделей и схем);

- стремление детей к познавательной активности в ходе выполнения опытно-экспериментальной деятельности, умение совместного с взрослым овладевать знаниями;

- формирование у детей умения в условиях познавательно-поисковой деятельности взаимодействовать в детском коллективе и индивидуально.

Движущая сила и источник проявления познавательной активности – это потребность и умение ребёнка проникнуть в окружающее пространство и ознакомиться с ним, исследовать его и овладеть им. Предметно-пространственный мир выполняет информационную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем ребёнка мире, становится средством передачи социального опыта, и побуждает ребёнка к проявлению собственной познавательной активности.

Познавательная активность и самостоятельность младших дошкольника претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Обращение к опытной и исследовательской деятельности позволило мне организовать процесс активного познания. Наблюдения за результатами детей и анализ показал мне: чем разнообразнее и интенсивнее процесс наблюдений за окружающей средой и самостоятельная поисковая деятельность детей, тем больше новой информации они получают, тем быстрее и устойчивее закрепляются добытые ими в опытно-экспериментальной работе представления и знания об окружающем их среде, предметах ближайшего окружения их свойствах и качествах.

Детская познавательная активность и экспериментирование пронизывает все сферы деятельности ребёнка в детском саду: игровую, прогулку, сон, непосредственно образовательную деятельность, приём пищи. Ребёнок сам по себе, уже является исследователем, проявляющим живой интерес к исследованию окружающего его пространства и объектов этой среды.

При выполнении творческих заданий в непосредственно образовательной деятельности, а также при осуществлении опытов, наблюдений и экспериментов дети получали возможность удовлетворить присущую им любознательность.

Образовательный процесс, состоял из двух блоков: первый – это совместная деятельность педагога с детьми. Второй – свободная самостоятельная познавательная деятельность самих детей. Это нашло отражение в выборе мной модели и планировании педагогической работы. В непосредственно-организованной образовательной деятельности моя партнёрская позиция способствовала развитию у детей поисковой и познавательной активности, умению решать или принимать какое-либо решение в проблемной ситуации. Моё стремление вызвать у детей желание идти к достижению положительного результата, благоприятно сказывалось на эмоциональном настроении в детском коллективе. Добрыми словами поощрялись проявление самостоятельности и активности. Каждое новое занятие имело привлекательный, либо интригующий отправной момент. Для детей создавалась мотивация для проявления активности самостоятельности в ходе решения поставленных творческих заданий и проблем. Некоторые занятия по экспериментированию начинались с привлечения внимания детей к ярко выраженным природным явлениям: дождь; радуга после дождя; листопад; дождь с раскатами грозы; снегопад; иней на ветках деревьев; морозные узоры на стёклах окон; утренняя роса; весенняя капель.

В беседах с детьми о их повседневной жизни и во время дневных и вечерних прогулок, я обращала внимание детей на то, что существует непонятное и неизвестное. Задавая вопросы и создавая простые проблемные ситуации, стимулировала детскую любознательность и наблюдательность. Побуждая в детях желание самостоятельно вести поисковую и наблюдательную деятельность. В ежедневных наблюдениях за объектами из ближайшего окружения и явлениями неживой природы, задавала наводящие вопросы, формировала у детей умение видеть и понимать причинно-следственные связи, отвечать на простые вопросы.

Эмоциональный всплеск и большой интерес к познавательной деятельности вызывали специально смоделированные мной события: - появление сказочного героя и его просьба решить проблемную ситуацию; - проведение целевых наблюдений (во время прогулок) за природными объектами или явлениями в погоде; либо объектами ближайшего окружения и закрепление полученных знания в «Дневнике наблюдений»; - внесение в группу и знакомство с раннее не известными детям предметами из окружающей среды; - предметы быта и старины с необычным для детей эффектом или назначением (например, коллекция запахов, старинный самовар, коллекция малоизвестных детям материалов, различные электрические приборы хозяйственно-бытового назначения, набор разнообразных магнитов и др.)

Для организации опытно-исследовательской деятельности, поддержания и дальнейшего развития интереса к открытиям, в нашей группе была создана ЛАБОРАТОРИЯ «Хочу всё знать». В лаборатории дети проводили наблюдения за различными предметами (из ближайшего окружения) и веществами. Участвовали дети в опытах и экспериментах по двум направлениям: первый - по инициативе взрослого, где я обучала детей определённому алгоритму исследовательских действий, а дети получали заранее определённый мной результат; и второй – дети самостоятельно строили свою познавательную и экспериментальную деятельность. Результаты наблюдений, опытов и экспериментов дети рисовали в «Дневниках наблюдений» и Журнале «Гуляем и наблюдаем».

При активном участии родителей моих воспитанников наша лаборатория «Хочу всё знать» пополнилась: - коллекцией материалов (дерево, железо, пластмасса, резина, керамика, стекло, различные виды ткани);

- коллекцией бумаги (газетная, упаковочная, картон, цветная бумага, гофрированная, печатная, фотобумага, бумага для обоев и др.);

- коллекцией семян растений (семена овощных культур, семена деревьев и кустарников, растущих на территории родного края, семена садовых цветов, шишки еловые, сосновые, лиственницы, жёлуди);

- набором природного материала (мел, песок, глина, земля, уголь, вата, перья птиц, мох);

- наборами инструментов для проведения опытов (по количеству детей);

- инструментами: увеличительные лупы, песочные часы, механические часы, ручные весы, весы напольные, термометры, рулетки, линейки, мягкие метры, электрические фонарики.

- иллюстративным материалом, предлагаемым для исследования, анализа и сравнения.

- картотеками опытов и экспериментов по разделам: вода, воздух, материалы;

- копилка мерок (ленточки разной длины, мягкий метр, линейки разной длины);

- коллекция крупы.

- библиотека детских энциклопедий для детей (по разделам: птицы, животные, электрические приборы, мир растений, я – человек, космос).

В любом возрасте материал для опытно-экспериментальной деятельности способствует не только овладению ребёнком познавательными средствами, но и помогает развитию координации рук, развитию глазомера, развивает мелкую моторику. Результатом совместной опытно-экспериментальной деятельности стало создание для лаборатории «Хочу всё знать»: - картотеки игр-занятий с элементами экспериментирования; - картотеки опытов по разделам: «вода», «воздух», «материалы»; - картотека знаков-символов, обозначающих характерные признаки свойств объектов из окружающей среды и природных явлений, объектов неживой природы;

- картотека стихов и загадок и различных материалах, явлениях природы, объектах живой и неживой природы;

- картотека наглядно-иллюстративного материала «Что такое природа»,

- альбом детских рисунков «12 месяцев», отражающий в рисунках погодные явления и наблюдения за объектами неживой и живой природы родного края.

Проведённая с детьми серия опытов с воздухом вызвала желание создать в группе «Музей воздуха». Дети и их родители принимали активное участие в собирании и изготовлении таких экспонатов как: бумеранги, бумажные змеи, вертушки, флажки, веера, флюгера, наборы мыльных пузырей. Живой интерес вызвало коллекционирование запахов, свистулек, набора «мыльные пузыри», надувных шариков.

Проделанная работа по ознакомлению детей с окружающей предметной средой, объектами и явлениями природы, формирование стойкой познавательно-исследовательской деятельности помогла мне решить педагогическую задачу: дети стали любознательными и активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью. У детей проявлялась способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Наблюдалось формирование интегративного качества - владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц»Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц» Дидактическое пособие «В гостях у птиц» является многофункциональным в использовании с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача»Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача» Задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить отвечать на вопросы; - воспитывать уважительное отношение к.

Мастер-класс по изготовлению пособия по ознакомлению с окружающим миром «Мой дом — моя планета» для младших дошкольниковМастер-класс по изготовлению пособия по ознакомлению с окружающим миром «Мой дом — моя планета» для младших дошкольников .

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Фотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миром «Опыт с пекинской капустой, или Как пьют растения»Фотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миром «Опыт с пекинской капустой, или Как пьют растения» В этом году у меня ребята подготовительной группы и мы с ними очень много экспериментировали. И сегодня хочу поделиться с Вами одним из.

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Знакомство дошкольников с окружающим миром»
Опубликовано: 31 января 2023 в 21:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД