Стендовый доклад «Педагогическая поддержка развития детской одарённости в ДОУ»

Елена Горбунова
Стендовый доклад «Педагогическая поддержка развития детской одарённости в ДОУ»

Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёркивается роль творческих возможностей и способностей ребёнка. Наиболее благоприятный период для развития таланта – это дошкольное детство. Наша задача - раскрыть и способствовать развитию талантов ребёнка.

Основной принцип – каждый ребенок от природы одарен по- своему.

Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей наших воспитанников мы организуем занятия, включаем целенаправленные игры в режимные моменты, ведём работу по дополнительному образованию.

1. Танцевальный кружок «Конфети» (Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста)

2. Кружок бисероплетения «Волшебный бисер»

3. Кружок по психологии «Планета чудес» (Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их).

4. Физкультурный кружок «Школа мяча» (Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки, физической силы. Диагностика в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией)

Задачи:

1. Развивать детей с учетом ярко – выраженных индивидуальных творческих особенностей,

2. Формировать творческое самовыражение детей;

3. Развивать умение видеть и чувствовать красоту во всех её проявлениях, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность к познанию прекрасного, к созданию художественных ценностей.

Этапы работы с одаренными детьми.

Первый этап – диагностический: Цель нашей работы: ранняя диагностика одаренности детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения данного направления.

Задачи:

• Предусматривать степень и методы самораскрытия одаренных и высокомотивированных детей;

• Оказывать помощь одаренным детям в реализации своих способностей;

• Обратить внимание родителей на развитие способностей ребенка в той или иной области.

На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего, на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Станфорда-Бине, тест Слоссона и т. п.). Внашем детском саду мы используем в работе программу «Планета чудес» А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик, где делается акцент на развитие творческих способностей детской одарённости, развитию креативности и творческого потенциала. На этом этапе очень важно найти правильную эмоциональную волну общения с детьми, доставляющую взаимное удовольствие детям и взрослым. Уровень сложности задания – будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад. Благодаря педагогической интуиции и опыту мы подбирали такие задания, уровень которых раскрывал те или иные способности и задатки каждого ребенка.

Для этого были созданы следующие условия:

а) организация рабочего пространства – дети могли свободно перемещаться по комнате, имели право отказаться от выполнения заданий предложенных в игровой форме.

б) возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т. е. дети самостоятельно выбирали, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

в) «открытый» временной конец занятия, позволяющий каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе.

Второй этап – моделирование системы работы с конкретной группой детей по направлению. На этом этапе мы стремимся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности: 1. Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры, музыкально – игровая гимнастика, музыкотерапия, импровизированная игра на музыкальных инструментах, арттерапия, сказкотерапия.

2. Развитие детской одарённости в разных видах творческой деятельности с интеграцией образовательных областей:

- изобразительной: цикл занятий «Путешествие в страну красок», конкурсы «Времена года», «Моя любимая игрушка» и т. д.

- театрализованной: мини- спектакли, кукольный театр, театрализованное представление.

- Познавательной: цикл экспериментальных и исследовательских занятий «Воздух», «Вода», «Весы», «Волка ноги кормят» и др.

- развития речи: «Путешествие за волшебным клубочком», игра «О, счастливчик» и др.

3. Развитие детской одарённости в разных видах творческой деятельности

Третий этап – совершенствование творческого самовыражения:

На этом этапе решались следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах. Детям предоставлялась возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить. Наши воспитанники постоянно принимали участие в муниципальных конкурсах, смотрах и других мероприятиях, где неоднократно занимали призовые места.

Конкурс «Знаток- дошколенок»

Районный конкурс детского творчества «Калейдоскоп

Районный смотр-конкурс «Зелёный огонёк» и др.

Заключение.

Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Сотрудничество детского и взрослого сообщества в процессе выявления, поддержки и развития детской одарённости Детская одарённость Методист ГККП «Улыбка» Бритвина Е. В. Будущее – гораздо ближе к нам, оно совсем рядом: плачет, смеётся, ставит вопросы,.

Творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: " Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в.

Автор публикации:
Стендовый доклад «Педагогическая поддержка развития детской одарённости в ДОУ»
Опубликовано: 24 октября 2013 в 21:00
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...