Лучший педагог года

Стимуляция развития речи дошкольников путём тренировки движений пальцев рук

Надежда Запасная
Стимуляция развития речи дошкольников путём тренировки движений пальцев рук

«Ум ребенка — на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский.

О взаимосвязи мелкой моторики и развития речи написано немало и это не случайно. Учеными давно доказана связь тонких произвольных движений пальцев рук ребенка и его речи, так как центры мозга, ответственные за речь, соседствуют с областями мозга, координирующими моторику пальцев рук.

Публикация «Стимуляция развития речи дошкольников путём тренировки движений пальцев рук» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках, идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через некоторое время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком.

Параллельно вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями. Например: части тела, действия, названия каждого пальчика, понятия вверх-вниз, громко-тихо, названия животных и как они разговаривают и т. д.

Так же, немаловажно использование самомассажа с помощью подручных средств (пружинок, прищепок, плодов каштана, шишек, грецких орехов, шестигранных карандашей, гороха, бумаги, мелких предметов, различных массажёров, эспандеров, щёток, скрепок, мячей разных размеров, шестигранных карандашей, коврика "Травка", конструктора "Лего") в сопровождении легко запоминающихся стихов и музыки, в сочетании с сюрпризными игровыми моментами. Это позволяет использовать их как релаксационные, весёлые, непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы.

У детей, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Работая с такими детьми, приоритетной целью своей деятельности определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Для реализации цели определили следующие задачи:

Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач используем следующие средства:

1. Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)

2. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Показ при помощи рук различных изображений, которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок.

5. Самомассаж с помощью шестигранного карандаша.

6. Сминание пальцами комочков из бумаги.

7. Создание на картоне изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.

8. Шнуровка на различных предметах.

9. Наматывание шерстяной пряжи.

10. Нанизывание бусин.

11. Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.

12. Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами.

13. Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.).

14. Игровой самомассаж ладоней колючими резиновыми шариками, с использованием слов и действий.

Слова Действия

Наш волшебный мудрый ёжик

Не нашёл в лесу дорожек. (Прокатываем по левой руке)

(прокатываем по правой руке)

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко. (Катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать. (Катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики. (Катаем между ладоней по кругу,

правая рука вверху)

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе. (Катаем между ладоней по кругу,

левая рука вверху)

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь! (Убирают ёжика на край стола)

Ёж ушёл к себе домой.

Отдохнём и мы с тобой!

(Пальчики "шагают" по столу,

дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время колючий шарик или ёжик «исчезает» и появляются что-то другое)

15. Игровой самомассаж рук с использованием коврика "Травка".

Слова Действия

1, 2, 3, 4, 5!

По травке будем мы шагать!

По травке будем мы шагать!

Свои ручки развивать!

Пальчики потопали,

Потопали, потопали!

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали!

А большой, он умный самый, Потанцуй-ка вместе с нами!

Указательный, танцуй,

И старайся, не балуй!

Средний пальчик, попляши,

Постарайся от души!

Безымянный дорогой, Потанцуй и ты со мной.

И мизинец маленький,

Самый он удаленький!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть!

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём! Загибаем пальчики на обеих руках одновременно

Шагают все пальчики обеих рук

Удары кулачками и ладошками попеременно.

Все пальчики обеих рук "топают" на месте по коврику "Травка".

Обе ладошки хлопают по коврику,

не отрывая запястья от стола.

Большой палец танцует по коврику. Далее в соответствии с текстом.

Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками).

Интенсивно трясём ладошки, продолжаем занятие

16. Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орехов, яичной скорлупы и т. д).

17. Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн".

18. Игровой самомассаж пальцев рук зубной щеткой. Растирать зубной щеткой под спокойную музыку сначала подушечки пальцев, затем медленно опускает щетку к основанию пальца.

Я возьму зубную щетку,

чтоб погладить пальчики.

Станьте ровными скорей,

пальчики - удальчики.

19. Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

20. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры.

21. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

22. Стирание ластиком нарисованных предметов.

23. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке, к различным плоским шаблонам.

24. Самомассаж с прищепками (бельевой прищепкой "кусать" ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно).

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарики-массажёры с кольцами внутри, Су-Джок.

Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.

Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-Джок терапии.

Задачи:

- Воздействовать на биологически активные точки.

- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют руки. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Индивидуальная работа.

Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогичные упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4. Использование шариков при выполнении гимнастики.

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища,

в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок - терапии в работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.

Различные виды массажа можно проводить не только с группой детей одновременно, но и индивидуально. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения в качестве релаксации или динамической паузы для отдыха детей.

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Поэтому, движения массажа эффективнее сопровождать речью (стихи, потешки, песенки, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, "оречевление" деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры, способствует развитию координации произвольной моторики, развивается речеслуховая память.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

«Веселые прищепки» — игры для развития мелкой моторики рук и пальцев.«Веселые прищепки» — игры для развития мелкой моторики рук и пальцев. Уважаемые коллеги, на сайте видела много интересных игр с прищепками, но все же рискну выложить на ваш суд свой вариант. Дидактическая.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимуляция развития речи дошкольников путём тренировки движений пальцев рук
Опубликовано: 26 апреля 2024 в 17:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД