Получи документы

Страхи у дошкольников

Светлана Лабинцева
Страхи у дошкольников

Все знают, что многие дети чего-то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки. Некоторые боятся персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, других образов, созданных воображением («дядьку с мешком», бабайку).

Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер. Обычные страхи, бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей 3 – 6 лет, легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3—4 недель, Однако у некоторых детей они со временем не исчезают, не корригируются, а переходят в навязчивые формы, что сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально-личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои особенности.

Публикация «Страхи у дошкольников» размещена в разделах

Перенапряжение нервной системы ослабляет ребенка, создавая благоприятную почву для появления страхов и далеко не у всех детей они выражены так, что заставляют встревожиться родителей и воспитателей.

Появление многих распространенных вариантов страха можно предупредить самыми простыми методами.

Безусловно, обычные «возрастные» страхи, свойственные дошкольникам, и нуждаются в осторожной коррекции со стороны взрослых.

Наиболее ярко выражен страх темноты к 3 годам. Эта темнота наполняется образами, порожденными воображением ребенка. В то же время недостающий жизненный опыт малыша и избыточная его эмоциональность не дают ему возможности здраво рассудить и понять, что бояться нечего.

Совершенно очевидно, что страх перед темнотой не может появиться у ребенка, который всю жизнь спит в неосвещенной комнате. Эта привычка закладывается еще на первом году жизни и поэтому, видимо, не следует на всю ночь оставлять включенной маленькую лампочку в комнате, где спит малыш. Когда ребенок станет несколько старше, можно вместе с ним «путешествовать» по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая надежные «пути» к тем предметам, которые могут понадобиться ночью — чашке с водой, ночному горшку, выключателю от лампы. Если элементы возникающего страха уже появились, то такое путешествие поможет малышу понять, что ничего страшного вокруг него нет, а доброжелательное, спокойное поведение взрослого снизит тревогу и нормализует эмоциональный фон. Когда ребенок ложится спать, не надо плотно прикрывать дверь в его комнату. Тихие звуки голосов родителей, приглушенное бормотание телевизора, звяканье посуды на кухне не только не мешают малышу засыпать, но, наоборот, способствуют появлению чувства защищенности и покоя.

Поскольку чаще всего страх темноты и нередко связанный с ним страх одиночества проявляются вечером перед засыпанием, следует помнить о том, что весь вечер — начиная с ужина — должен проходить в атмосфере мира, уюта и покоя. Совершенно неуместны шумные игры, страшные фильмы и сказки, рассказанные перед сном. Важно помнить, что даже безобидная с точки зрения взрослого сказка «Красная Шапочка» может быть воспринята боязливым ребенком не как история про девочку, а как ужасные приключения злого зубастого волка, которому охотники вспороли живот. Волки, великаны, злые волшебники, даже если были наказаны или побеждены в сказке, на всю ночь остаются властителями воображения впечатлительного ребенка. Поэтому для этих детей лучше подходят спокойные истории из жизни белочек, зайчат, гномов или других добрых существ, не богатые какими-то особенными событиями и приключениями; такую историю легко придумает любая мама и оживит ее большим количеством бытовых подробностей: какие были норки у зайчиков, какая мебель, одежда, что они ели и что выращивали в своем маленьком огороде. Спокойные интонации, убаюкивающие ребенка, снимают также его эмоциональную готовность испугаться.

Наряду с формированием у малыша привычки к тем ситуациям, в которых у многих детей возникают реакции страха (привычка спать в темноте, одному, очень важно активно обогащать знания ребенка о предметах и явлениях природы, о мире людей и их взаимоотношениях. Когда ситуация не таит в себе элементов неожиданности, когда малыш не раз наблюдал то или иное явление природы (например, грозу, имел возможность поучаствовать в том или ином деле, непонятных и тем самым пугающих явлений вокруг него становится все меньше.

Обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье, внимание к его чувствам и переживаниям, готовность всегда прийти к нему на помощь — наиболее эффективное средство предупреждения развития страхов у дошкольника. Дело родителей — постараться, чтобы малыш чаще улыбался, был спокоен и счастлив.

Публикации по теме:

Наши страхиНаши страхи Наши страхи. Занятие для подготовительных к школе групп. Задачи: 1. Настроить ребенка на занятие; 2. Познакомить с расслабляющими упражнениями;.

Детские страхи КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх Первым делом выяснить причину страха. При выборе.

Детские страхи Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства,.

Конспект занятия «Страхи и как с ними бороться» Цель занятия: оказать психологическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи; научить их преодолевать свои.

Занятие педагога-психолога в подготовительной группе  «Жители волшебной страны чувств. Детские страхи и пути их преодоления» Конспект занятия педагога-психолог в подготовительной к школе группе - детские страхи и пути их преодоления. «Жители волшебной страны чувств».

Консультация «Детские страхи» Для маленького ребенка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются.

Консультация для родителей «Детские страхи детей 4–5 лет и способы борьбы с ними»  Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному.   В этот период ребенок начинает активно.

Памятка «Детские страхи» Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития,.

Психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников-коррекция детских страхов «Как Марк победил свои страхи» Пояснительное слово Уважаемый взрослый! Эти сказки, сочинены для того, чтобы вы смогли помочь малышу побороть страхи. Увы, никто не может.

Тревожность и детские страхи Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Страхи у дошкольников
Опубликовано: 29 августа 2017 в 17:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД