Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Публикация «Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Смотр строя и песни. Строевые песни, битва хоров
- Темочки
Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.
Для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке, приняты следующие обозначения сторон и точек зала:
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы :
Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.
Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями, один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.
Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Шеренга - размещение занимающихся на одной линии, один возле другого.
Фланги - правая и левая оконечности строя.
Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.
Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним.
Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.
Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.
Перестроение из одной шеренги в две: после предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаё тся команда: «В две шеренги - Стройся!» По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет раз, правой, не приставляя ее, шаг вправо (счёт два) и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт три). Для обратного перестроения подаётся команда : «В одну шеренгу - Стройся!». Перестроение проводится в обратной последовательности.
Перестроение из одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаё тся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда : «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроение из шеренги уступом : После предварительного расчёта по заданиюна месте, 6-4-2 на месте и т. д.) подаё тся команда: «По расчёту шагом - Марш!»
Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.
Для обратного перестроения подаётся команда : «На свои места шагом - Марш! Все выходившие из строя делают поворот кругом, сохраняя равнение, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведёт подсчёт «1», «2»…. и «1», «2».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда : «В колонну по одному – Стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроения в движении
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении (рис. 10, а) происходит по команде «Налево в колонну по два (три, четыре и т. д.) — марш!» (как правило, команда подается, когда группа
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.