Сухой бассейн в ДОУ как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде

Ирина Матковская
Сухой бассейн в ДОУ как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша. Дети, имеющие недостаточный уровень развития в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция.

К сожалению, в настоящее время, некоторые педагоги и родители к адаптации детей в детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей необходимо разумное сочетание оздоровительных мероприятий, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В этом направлении мной была составлена методическая разработка «Сухой бассейн в ДОУ, как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде» целью которой является: проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций; развитие интереса и положительного отношения к физическому воспитанию, формирование двигательных навыков и способностей в различных видах деятельности, повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо- эмоциональный фон.

Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ.

Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.

Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышёчные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна:

1. Массажный эффект

2. Сенсорный эффект

3. Закаливающий результат

4. Расслабляющий эффект

5. Тренирующий эффект

В процессе работы мной был изучен и использован на практике комплекс игр- занятий в сухом бассейне.

Цель комплекса занятий:

1. Снятие психоэмоционального напряжения.

2. Развитие физиологического и речевого дыхания.

3. Развитие динамической и статической координации.

Занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально, обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес, игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша.

Продолжительность занятий 5-10 минут каждое, детей - не более 3 человек. Интенсивность занятий – 1-2 раз в неделю.

«Погружение»

Цель: массаж шейных мышц.

- ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне- достаем головой дно бассейна.

«Охотники»

Цель: развитие общей подвижности, массаж всего тела, развитие фантазийного мышления

– дети бросают в «бассейн» свои мячики и догоняют их, передвигаясь по «бассейну» на четвереньках, ползком (в различных позах).

«Поход за грибами»

Цель: развитие правильного речевого дыхания

- дети стоят в «бассейне», наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают мячики и складывают в корзинку.

«Волчок»

Цель: массаж и координация работы позвоночника

- ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты- малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

«Собери урожай»

Цель: развитие цветовосприятия, ловкости рук, массаж всего тела, развитие общей подвижности

– дети собирают шарики такого же цвета, какой у них мячик и складывают их в большую кучу.

«Следопыт»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки

- педагог прячет на дне бассейна один или несколько предметов и просит ребят найти их

«Кит»

Цель: развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох

– дети лежат в «бассейне» на спине, дельфина помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

«Ловкие ножки»

Цель: развитие координации ножных мышц

- дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики,

- опираясь руками о бортик пытаются оттолкнуть от себя шарики как можно дальше.

«Рыбки»

Цель: развитие общей подвижности, массаж тела

– дети лежат в «бассейне» на животе, голова приподнята, они шевелятся, отгребая от себя шарики ногами («хвостом»).

«Найди маму»

Цель: развитие общей подвижности, массаж всего тела

– в «бассейне» спрятаны резиновые игрушки, дети находят игрушки и переносят их с одного бортика «бассейна» на другой к их мамам, передвигаясь по «бассейну».

«Велосипед»

Цель: укрепление мышц ног и брюшного пресса

– дети сидят в «бассейне», опираясь спиной о бортик, делают движения ногами, как будто едут на велосипеде.

«Прятки»

Цель: укрепление мышц ног, ловкости, развитие общей подвижности

- дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики, по сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Вихрь»

Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей

- дети стоят на коленях вокруг бассейна:

- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой;

- опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения: встречные, расходящиеся, в правую сторону, в левую сторону.

«Поймай шарик»

Цель: развитие координации верхних конечностей, развитие общей подвижности

- дети подбрасывают шарик для сухого бассейна над головой, хлопают в ладоши, и пытаются поймать его.

Ожидаемые результаты при регулярном проведении игр с использованием сухого бассейна:

- снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации;

- регуляция двигательной активности детей раннего возраста;

- активизация защитных сил организма;

- развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;

- создание положительного эмоционального фона.

Подводя итог, можно сказать, что игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.

Кроме того, шары для сухого бассейна позитивно влияют на нервную систему. Ребенок, ныряя в цветные шары, получает огромный положительный заряд.

У ребенка еще не до конца сформировались органы дыхания, то есть мягкие, нежные слизистые оболочки, очень много сосудов. Во время активных игр в сухом бассейне диафрагма укрепляется и развивается, за счет этого увеличивается емкость легких.

Использование сухого бассейна – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать детям физическую нагрузку в игровой форме, что непременно способствует укреплению здоровья детей.

Публикации по теме:

Проект для аттестации. Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Автор проекта: Карташова Анна Анатольевна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида «Золотой ключик» г. Тамбова Вид проекта:.

Сохранение психического здоровья в адаптационном периоде у детей в дошкольном учреждении.Сохранение психического здоровья в адаптационном периоде у детей в дошкольном учреждении. В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подрастающего поколения в период адаптации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
Автор публикации:
Сухой бассейн в ДОУ как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде
Опубликовано: 2 июля 2013 в 17:46
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Осенний утренник для детей старшей группы «Осень в гости к нам пришла»
Дети под песню "Осень пришла"- на носочках вбегают в зал и выстраиваются в 4 колоны, выполняют под музыку упражнение с листочками. Затем выстраиваются...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...