Святки в детском саду. Знакомство детей с народными традициями и обрядами

Анжела Нетребенко
Святки в детском саду. Знакомство детей с народными традициями и обрядами

Святки в детском саду

Ой, Колядка, коляда,

Золотая голова.

Приходила Коляда,

Всем добра нам принесла.

Именно, такие незатейливые, поздравительные величания, колядки, пели исстари наши предки. Они были бережно сохранены, и переданы из уст в уста нашими прабабушками и прадедушками. И задача взрослых, педагогов и родителей, воспитывать интерес и любовь к родной культуре, традициям и обычаям русского народа. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Духовность надо воспитывать с самого раннего возраста.

Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.) сказки, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. И следуя древним традициям народов России, праздничный круг начинается с Нового года – самого веселого и любимого народного праздника. За ним следуют большие праздники: Рождество и Крещение, а между ними – Святки.

Что же можно сделать с детьми в этот период?

1. Познакомить детей с традициями Святок. Рассказать о том, что это новогодние, праздничные дни, которые длятся от Рождества до Крещения. Это пора взаимных угощений, радости и веселья. Колядовщики ходили от дома к дому и исполняли колядки, обсыпали дом злаковыми с пожеланиями добра, счастья, достатка, а хозяева должны были одарить колядовщиков пряниками да пирогами, конфетами да деньгами.

2. К Рождественскому сочельнику разучить колядки, которыми потом можно поздравить детей в группе, родителей, воспитателей. Рассказать детям, что колядное величание, или колядки – это поздравительные песенки с пожеланиями достатка и благополучия в семье. Мелодии колядок очень просты и незатейливы, поэтому их запоминали и взрослые, и дети.

3. В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные игры с ряжеными. Игры могут проходить как в помещении, так и на улице.

4. А самым интересным обычаем Святок было гадание. Познакомить детей с гаданиями на Святках с учетом их возраста.

Любой народный праздник начинается с ожидания его. Детей радует сама праздничная атмосфера: подарки, красивая одежда и гости. Они ждут веселья и музыки.

И вот праздник начинается.

В нашем детском саду прошли Святки для детей старшего дошкольного возраста. Праздник построен на интересном, доступном материале, адаптирован к детскому восприятию. Музыкальный репертуар состоял из знакомых детям зимних песен, а также выученных специально к празднику колядок, народных игр. В ходе праздника дети наряжались в разные костюмы, маски, исполняли колядки, играли в игры, отгадывали загадки, гадали. То есть «пропустили» через себя ценности народных традиций.

Большой интерес у детей вызвали народные игры. Вот одна из них: «Как у дяди Трифона»: дети, исполнив небольшую песенку, должны были повторить движение за водящим - «Дядей Трифоном». Игра развивает творческие способности, чувство сплоченности, единения в игровом действии, внимание, способствует раскрепощению и творческому самовыражению.

«Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

С такими пожеланиями дети обсыпали дом хозяев злаковыми – рисом, ячменем, пшеницей. Все это воспитывает в детях творческую активность и обогащает их духовно.

Итак, сохранение и возрождение национальной культуры являются ныне одними из первостепенных задач в работе педагогов, и, конечно, родителей. Ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания детей. Именно в семье ребенок получает первые представления о праздничной культуре русского народа. И, конечно же, именно в семье ребенок приобретает первый опыт по неразрывной связи поколений.

Публикации по теме:

Фольклор, как средство развития певческих навыков.Фольклор, как средство развития певческих навыков. Фольклор, как средство развития певческих навыков. Колядки – традиционный праздник у славянских народов, связанный с зимним солнце- стоянием.

Святочные колядки Святочные колядки Старшая группа «Радуга» Воспитатель: с давних времен на Руси с 7 по 19 января считалось святочным временем. В это время.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Святки в детском саду. Знакомство детей с народными традициями и обрядами
Опубликовано: 5 января 2014 в 23:21
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...