Святки в детском саду. Знакомство детей с народными традициями и обрядами

Анжела Нетребенко
Святки в детском саду. Знакомство детей с народными традициями и обрядами

Святки в детском саду

Ой, Колядка, коляда,

Золотая голова.

Приходила Коляда,

Всем добра нам принесла.

Именно, такие незатейливые, поздравительные величания, колядки, пели исстари наши предки. Они были бережно сохранены, и переданы из уст в уста нашими прабабушками и прадедушками. И задача взрослых, педагогов и родителей, воспитывать интерес и любовь к родной культуре, традициям и обычаям русского народа. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Духовность надо воспитывать с самого раннего возраста.

Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.) сказки, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. И следуя древним традициям народов России, праздничный круг начинается с Нового года – самого веселого и любимого народного праздника. За ним следуют большие праздники: Рождество и Крещение, а между ними – Святки.

Что же можно сделать с детьми в этот период?

1. Познакомить детей с традициями Святок. Рассказать о том, что это новогодние, праздничные дни, которые длятся от Рождества до Крещения. Это пора взаимных угощений, радости и веселья. Колядовщики ходили от дома к дому и исполняли колядки, обсыпали дом злаковыми с пожеланиями добра, счастья, достатка, а хозяева должны были одарить колядовщиков пряниками да пирогами, конфетами да деньгами.

2. К Рождественскому сочельнику разучить колядки, которыми потом можно поздравить детей в группе, родителей, воспитателей. Рассказать детям, что колядное величание, или колядки – это поздравительные песенки с пожеланиями достатка и благополучия в семье. Мелодии колядок очень просты и незатейливы, поэтому их запоминали и взрослые, и дети.

3. В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные игры с ряжеными. Игры могут проходить как в помещении, так и на улице.

4. А самым интересным обычаем Святок было гадание. Познакомить детей с гаданиями на Святках с учетом их возраста.

Любой народный праздник начинается с ожидания его. Детей радует сама праздничная атмосфера: подарки, красивая одежда и гости. Они ждут веселья и музыки.

И вот праздник начинается.

В нашем детском саду прошли Святки для детей старшего дошкольного возраста. Праздник построен на интересном, доступном материале, адаптирован к детскому восприятию. Музыкальный репертуар состоял из знакомых детям зимних песен, а также выученных специально к празднику колядок, народных игр. В ходе праздника дети наряжались в разные костюмы, маски, исполняли колядки, играли в игры, отгадывали загадки, гадали. То есть «пропустили» через себя ценности народных традиций.

Большой интерес у детей вызвали народные игры. Вот одна из них: «Как у дяди Трифона»: дети, исполнив небольшую песенку, должны были повторить движение за водящим - «Дядей Трифоном». Игра развивает творческие способности, чувство сплоченности, единения в игровом действии, внимание, способствует раскрепощению и творческому самовыражению.

«Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

С такими пожеланиями дети обсыпали дом хозяев злаковыми – рисом, ячменем, пшеницей. Все это воспитывает в детях творческую активность и обогащает их духовно.

Итак, сохранение и возрождение национальной культуры являются ныне одними из первостепенных задач в работе педагогов, и, конечно, родителей. Ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания детей. Именно в семье ребенок получает первые представления о праздничной культуре русского народа. И, конечно же, именно в семье ребенок приобретает первый опыт по неразрывной связи поколений.

Публикации по теме:

Фольклор, как средство развития певческих навыков.Фольклор, как средство развития певческих навыков. Фольклор, как средство развития певческих навыков. Колядки – традиционный праздник у славянских народов, связанный с зимним солнце- стоянием.

Святочные колядки Святочные колядки Старшая группа «Радуга» Воспитатель: с давних времен на Руси с 7 по 19 января считалось святочным временем. В это время.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Святки в детском саду. Знакомство детей с народными традициями и обрядами
Опубликовано: 5 января 2014 в 23:21
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...