Папки-передвижки

Святые покровители земли русской. Проект по работе с детьми старшей-подготовительной группы, их родителями.

Наталья Скрипина
Святые покровители земли русской. Проект по работе с детьми старшей-подготовительной группы, их родителями.

этот проект я отправляла на фестиваль-конкурс "Алтарь Отечества", но надеюсь, что он будет полезен всем воспитателям.

VI межрегиональный фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества»

номинация конкурса «Историческое краеведение»

тематическое направление «Святые покровители русского воинства»

Святые покровители русского воинства: кто это?

Выполнила Скрипина Наталья Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с «Полянка» рп Шаранга Нижегородской обл.

2012г

Публикация «Святые покровители земли русской, Проект по работе с детьми старшей-подготовительной группы, их родителями,» размещена в разделах

Введение.

Ангел-хранитель… как велико значение его для каждого из нас. В трудные минуты жизни мы обращаемся к нему с молитвой, прося защиты, успокоения, совета, помощи. Именно эта помощь необходима человеку для выполнения одного из самых важных дел в его жизни – защита Отечества, и в этом нам помогают святые покровители русского воинства. Знания о них являются одной из страниц истории Отечества.

Патриотизм, любовь к Родине, духовные ценности – все эти личностные категории начинают формироваться еще в младшем возрасте. Поэтому данная исследовательская работа рассматривает тему «Святые покровители русского воинства» через призму патриотического воспитания детей в ДОУ и участников образовательного процесса, которыми являются родители и педагоги ДОУ.

В таком случае можно определить цель исследования:

1) выявить уровень знаний о святых покровителях русского воинства всех участников образовательного процесса;

2) разработать мероприятия для углубления знаний по данной теме выше перечисленных;

3) Получить ответ на вопрос: святые покровители русского воинства - кто это?

Задачами данной работы являются:

1. Формирование ценностных отношений детей к русской культуре и традициям.

2. Активизация деятельности родителей и педагогов ДОУ в плане духовного обогащения, познания истории страны.

3. Воспитание положительного отношения военной службе, героям.

4. Подбор наиболее интересного, доступного, ценного в историческом смысле материала по данной теме.

5. Разработка на его основе мероприятий для всех участников образовательного процесса.

6. Апробация разработанных мероприятий,

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих мер:

- разработка опросники и анкеты с целью выявления объема знаний по теме «Святые покровители русского воинства» всех участников образовательного процесса;

- обеспечение возможности каждому реализовать потребность в участии в мероприятиях путем активного вовлечения в решение поставленных задач;

- повышение эффективности системы патриотического воспитания обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству;

- обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств.

Конечным результатом выполнения этих мер должны стать:

- обогащение знаний по теме «Святые покровители русского воинства» детей ДОУ, их родителей и педагогов;

- повышение активности участия в жизни ДОУ родителей;

- стремление в самостоятельной поисковой деятельности все участников образовательного процесса.

Изучение литературы по темы позволило сделать выводы о том, что христианская культура, в частности блок «Святые покровители русского воинства» недостаточно проработан и адаптирован для детей дошкольного возраста. В отдельных источниках рассматриваются лишь некоторые представители, понятие «святые покровители» рассматривается поверхностно и мероприятий, позволяющих расширять знания по теме родителям и педагогам, не разработано.

Таким образом, эта проблема нуждается в проработке и дополнении с методической стороны.

Основная часть.

«Святой-покровитель» - важность этих слов для каждого из нас трудно переоценить. Ангел-хранитель сопровождает нас в течение всей жизни, защищая и оберегая.

Одним из важнейших дел в жизни человека с давних времен была и остается защита Отечества. Каждый считал за честь принять участие в этом благородном и трудном деле. «Никто не сражается в войне с таким рвением, как в войне за родную страну» - говорил Демосфен, один из знаменитейших ораторов древнего мира. И эти слова можно определить как девиз русского воинства. Уверенность в своих силах придавала не только любовь к Родине, но и христианская вера. Недаром один из замечательных мыслителей XIXв. И. В. Кириевский писал: «человек – это его вера». Благодаря именно ей были одержаны многие победы, враги повержены. Если города Руси устояли от разрушения, то это была заслуга верующих и строящих храмы для укрепления духа. Тысячелетняя история России творится людьми христианской веры. «Россия слагалась, крепла и развертывала свою духовную культуру именно в христианстве» - Иван Ильин, известный религиозный и политический мыслитель XX в. (11). Неотделимости русского воинства и христианской церкви подтверждается и в легенде (12) о том, что кокарда, сохранившаяся на головных уборах наших офицеров еще с дореволюционных времен, являет собой память о святых-покровителях русского воинства. Исстари этот элемент военной формы одежды имеет 32 луча - по количеству покровителей небесных. Недаром Александр Суворов говорил: «Войско без веры учить – что перегоревшее железо точить».

Символично, что и до революции и сейчас центр кокарды подобно печати закрепляют цвета ленты ордена святого великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых христианских воинов. И если, некоторые из 32 небесных покровителей нашего воинства, как святой Георгий Победоносец, известны всем, то некоторые из этих святых — лишь немногим.

В церквях на иконах мы можем узнать их по латам, мячам, копьям. Перечисляя всех покровителей, Церковь отмечает, чтобы нас не смущало, что их больше тридцати двух, так как: «Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена его святых покровителей» (12).

Значимость знаний об истории своего Отечества, о духовном его развитии, умение любить Родину, переживать за ее судьбу трудно недооценить. И поэтому гражданская обязанность каждого человека стремиться углублять свои знания в данной сфере, активно проявлять интерес к процессу усвоения исторического опыта и духовного обогащения.

Так протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов задается вопросом: «…в чем истинный патриотизм?». И тут же отвечает на него: «Люби родину, люби воинство, люби народ, родной по плоти и духу, тем с большими любовью и самоотвержением, чем тяжелее подвиги, которые несет наше воинство, чем тяжелее и печальнее дни, которые оно переживает» (11).

В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Об этом свидетельствует наличие такого документа как программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.».

Определение понятия «патриотизм» пытались дать многие известные ученые и педагоги. Так, В. Г. Белинский писал, что «человек является, прежде всего, сыном свой страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы»; К. Д. Ушинский, обращаясь к молодежи, писал: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее»; С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу»; Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Наиболее емко, полно и содержательно дает определение патриотическому воспитанию в своей научной работе В. И. Лутовинов, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук. Он определяет данное понятие так: «…это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы, общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (3, стр. 5).

Поэтому основополагающей задачей нашего образовательного учреждения является воспитание у детей любви к Родине, привитие гордости за подвиги наших земляков через формирование знаний о наследии родного края, привлечение к решению данной задачи родителей.

«Суть патриотического воспитания и состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории культуры страны» - по мнению педагога И. П. Бастриковой (4, стр. 42).

Начинать воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, безусловно, необходимо с дошкольного возраста. Как воспитать в дошкольнике чувство гордости за свою Родину, как научить его с детства любить свой дом, почитать родителей, знать достопримечательности своего поселка, где он родился и где живет? Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторического знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Поэтому и воспитание веры в победу, в непобедимость русских богатырей, русского воинства позволяет нам говорить о привитии детям любви к Родине через источники педагогического мастерства, опыта накопленного веками. «Самобытность русского народа выражается в его особливом и своеобразном духовном акте. Под «актом» надо разуметь внутренний строй и уклад человека: его способ чувствовать, созерцать, думать, желать и действовать…Русский национальный акт сложился под влиянием четырех великих факторов: природы (континентальность, равнина, климат, почва, славянской души, особливой веры, исторического развития (государственность, войны, территориальные размеры, многонациональность, хозяйство, образование, техника, культура)» - отмечает Иван Ильин религиозный и политический мыслитель XX в. (11)

Все эти аспекты рассматриваются в дошкольном учреждении в совокупности и передаются детям посредством фольклорных форм, которые сами являются национальным достоянием и как нельзя лучше усваиваются ребенком.

По утверждению педагога М. А. Викулиной( 7, стр. 4): «Использование в работе с дошкольниками и освоение ими наследие русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Разнообразные формы знакомства с народной культурой позволяют приобщаться ребенку к национальным традициям, позволяют испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, дает возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ Родины».

Не просто так педагог М. А. Викулина делает акцент на том, что: «Народная педагогика – это кладезь мудрости, запасник нравственного здоровья, это наши истоки, наши корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений» (7, стр. 8). Из года в год из века в век стояла задача вырастить достойную смену отцам и дедам – смелое, доброе, умное, трудолюбивое поколение, передать ему все лучшее, что складывается из основы общечеловеческого и неповторимых черт своего народа.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский и Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин.

«Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий ежедневно делает ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек», - писала М. Д. Маханева, кандидат пед. наук, заслуженный учитель РФ (10, стр. 56)

Большую роль в освоении исторических знаний, в привитии детям любви к Родине, воспитании гражданственности и патриотизма большую роль играет: участие родителей в привитии культурных ценностей.

«Чем раньше ребенок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в далекие времена или в других странах, научится уважать труд людей, чтить память своих предков» - отмечает педагог Ахметзянова Л. И. (4, стр. 27)

Анализ опыта деятельности нашего дошкольного учреждения с семьей показал, что большинство родителей практически не решают задачи социокультурного воспитания детей, наблюдается отсутствие знаний о культурно-историческом наследии нашей страны. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от сотрудничества детского сада с семьей. Многие семьи хотят, но не всегда знают, как решать различные воспитательные задачи. В этих условиях детский сад может взять на себя функцию сопровождения семьи как в целом в вопросах воспитаниях, так и в вопросах патриотического воспитания.

«Дети – наше будущее, будущее каждого народа, государства. От того, как мы позаботимся о своём подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества» - педагог М. А. Болотова (4, стр. 36).

Однако необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. И. А. Качанова подчеркивала, что «только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения собственной культуры».( 8, стр. 72). Поэтому наше исследование проходило среди всех участников образовательного процесса.

Отношение к семье, близким людям для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Недаром А. С. Макаренко отмечал: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <…> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (10, стр. 61).

«Дошкольное образование имеет большое значение в становлении личности, именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основании которого лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. Это время подлинного и искреннего погружения в истоки этнической культуры. Введение ребенка в национальную культуру обеспечивает процесс патриотического и гражданского воспитания» - утверждает Т. Г. Гатченко (2, стр. 23).

Для формирования чувства патриотизма, конечно важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, как заметила А. Е. Писарева (4, стр. 6, «еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Как нельзя лучше этим требованиям отвечают народные фольклорные произведения, одним из которых являются былины. Интересными и познавательными в них предстают перед читателями образы богатырей, живших на самом деле. «…Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове…» - писал К. Д. Ушинский (7, стр. 8).

Это прописные истины и каждый знает об этом. И со своей стороны – взрослого человека на этот аспект патриотического воспитания, мы могли с уверенностью сказать, что, будучи образованными людьми, в теме «Святые покровители русского воинства» для нас окажется так много вопросов.

Ознакомившись с Положением о новом VI межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь Отечества», были удивлены и поражены тем, что оказывается тема «Святые покровители русского воинства» будет для нас своеобразным открытием в истории России и интереснейшие факты оставались нам неизвестны. Задавшись вопросом: «Кто является покровителем русского воинства?» - мы с трудом могли перечислить несколько самых известных имен: Дмитрий Донской, Александр Невский, Георгий Победоносец.

Нас заинтересовало, а как же обстоят дела со знанием данного вопроса у других педагогов нашего ДОУ, родителей наших воспитанников? Ведь мы все учим детей, передаем им знания, воспитываем в них любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества.

Для выявления уровня знаний родителей и работников ДОУ нами была разработана игра «Слабое звено» (Приложение 2).

Правила игры: ведущий задает вопросы игрокам в быстром темпе, выбывает тот, кто за определенный период времени ответит на меньшее количество вопросов.

В данной игре участвовали: воспитатель, музыкальный работник, семья воспитанника ДОУ.

Проведение «Слабого звена» позволило сделать такие выводы:

1) Определен низкий уровень знаний по данной теме всех участников педагогического процесса.

2) Необходимо разработать и провести дополнительные мероприятия по увеличению объема знаний о святых покровителях русского воинства как для родителей, так и работников ДОУ.

3) Культивировать желание обеих сторон по работе с различными источниками для своего развития духовного, нравственного и патриотического.

Нами определены были такие задачи:

1) Разработать мероприятия по увеличению знаний по данной теме родителей и педагогов;

2) Создать благотворительную среду для увеличения стремления к самостоятельному изучению информации о небесных защитниках всех участников образовательного процесса.

Для решения этих задач нами были разработаны следующие мероприятия:

1) Тематическая выставка «Святое воинство: образы небесных защитников в русском искусстве».

2) Выпуск брошюры «Святые покровители русского воинства».

Проведение данных мероприятий было встречено с большим энтузиазмом, как со стороны родителей, так и со стороны работников ДОУ. Этот период был отмечен активным обсуждением данной темы, заинтересованностью ею, появлением желания узнать больше.

Через некоторое время после проведения выставки и выпуска брошюры нами было проведено анкетирование (Приложение 3, результаты которого помогли сделать выводы о том, что:

1) Появилось стремление у родителей и педагогов узнать больше из истории России, а именно о святых покровителях русского воинства;

2) Увеличился уровень знаний по теме;

3) Родители изъявили желание участвовать в организации стенда «Русское воинство и его покровители», что поможет нам продолжить работу по данной теме и повысить результативность через совместную работу детей, родителей и работников ДОУ.

Таким образом, наметилась положительная динамика в освоении темы «Святые покровители русского воинства» среди родителей воспитанников ДОУ и его работников.

Также нами проведен мониторинг по определению уровня знаний детей по теме «Святые покровители русского воинства» (приложение 1). И был выявлен низкий уровень знаний о защитниках русского воинства. По исправлению данной ситуации мы основывались на том, что приобщение дошкольников к русской культуре и ее истории может проходить в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа, но самой действенной и познавательной все же остается игра. Так известный этнограф И. И. Шангина пишет: «В русском языке XVII-XIX веков слово “играть” применительно к ребенку было идентично словам “жить”, “дружить”» (13, стр. 24). Далее она объясняет: «Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека напряжения всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зла на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, уважение к сопернику. Игра, кроме того позволяла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке».

Все это очень актуально для современных детей. Поэтому нами было разработано занятие «Силачи-богатыри». (Приложение 4)

Целью данного занятия стали:

- ознакомление с воинами-богатырями;

- понятием «былина», «святой покровитель».

Нами учитывается то, что детям дошкольного возраста в большей степени характерны положительные эмоции и добрые чувства, поэтому наше занятие строиться на положительных примерах и положительных эмоциях. Оно проходило в форме спортивного досуга. И эта форма позволяет ненавязчиво, в доступном формате, сопровождаясь доброжелательным фоном, доступно преподнести детям материал по данной теме.

Апробация занятия позволила сделать выводы:

- дети с желанием беседовали о богатырях;

- интерес поддерживался во время всего занятия благодаря различным формам работы (беседа по картине, музыкальное сопровождение, основная – игра)

- через некоторое время, побеседовав с родителями, выяснили, что дети стали проявлять интерес к былинным персонажам, мальчики при покупке игрушек стали отдавать предпочтение мячам, щитам; задают вопросы о святых покровителях русских войск;

- в лексике детей появились новые слова (меч, латы, шлем, богатырский конь, русский воин и др.);

- в ролевых играх используют образы богатырей-защитников.

Таким образом, знания об историческом прошлом, в частности о святых покровителях русского воинства позволяют приобщать детей к народной культуре, русскому наследию и воспитывать гражданина преданного своей Родине.

Наиболее успешными формами работы являются:

- с детьми - чтение былин («Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков» - педагог Л. С. Куприна (2, стр. 4);

- организация спортивных досугов;

- выставки литературы по темам;

- знакомство со святыми покровителями земли русской через произведения искусства,

- беседы «Сергий Радонежский – заступник земли русской» (Приложение 6, «Александр Невский – защитник земли русской», «Покровители русского воинства в земных делах» и др. ;

- создание стенгазеты и т. д. ;

- с семьей - культурное просвещение родителей, привлечение родителей к сбору краеведческого материала, организация открытых занятий с детьми; подготовка и участие в конкурсах; информационные бюллетени; тематические выставки.

Все это входит в жизнь семьи, становится важным содержанием совместной жизни.

- с работниками ДОУ - консультации; конкурсы; научно-методическая деятельность; обобщение лучшего опыта работы.

Заключение.

Наше исследование имеет название «Святые покровители русского воинства: кто это?». Наше исследование стало ответом на поставленный вопрос?

Мы узнали многие факты, исторические события, а также легенды, но самое главное мы выяснили, что к небесным покровителям причислены и святые князья, цари, царевичи, великомученики, пророк, преподобный и даже былинного героя отождествляют с небесным защитником. Все они отличались праведной жизнью, служением Господу в любые времена и самыми главными их заслугами стали любовь к Отчизне, защита Родины и непоколебимая вера в нее. Этими праведными чувствами пропитаны наши жизни, наши корни, наше прошлое, настоящее и будущее.

Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, общество и человека. Эти воззрения основывались на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать отважных, добрых, смелых, честных, мудрых патриотов Отчизны. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, по мнению М. Б. Зацепина «…следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности».( 1, стр. 4)

Воспитанники ДОУ ответ на вопрос о святых покровителях русского воинства получили в ходе занятия «Силачи-богатыри». Они смогли отождествить себя с защитниками Отечества, опираясь на национальную культуру, опыт прошлых поколений

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления им еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И первые к кому прислушивается, кого спрашивает, у кого перенимает опыт прошлых поколений – это родители и педагоги ДОУ.

Мы с уверенностью можем сказать, что и для родителей и для педагогов в теме «Святые покровители русского воинства» «белые пятна» если не исчезли, то их стало намного меньше.

Недаром помощник благочинного Дзержинского округа иерей Алексий Шлячков говорил: "Человек, который знает историю предков, имеет надежду на будущее. Эти знания являются неким маяком, который в трудные минуты жизни загорается и указывает нам путь".( NNov.Media-Office.Ru) И не нужно забывать о том, что побеждает тот, кто основывает свои жизненные позиции на основах, заложенных издревле: мужчина должен оставаться мужчиной, женщина – хранительница очага, земля принадлежит нам, так как за ее сохранение проливали кровь наши предки.

Данная тема показалась нам очень интересной. Она нашла отклик всех участников педагогического процесса. Поэтому мы решили продолжить работу в данном направлении и нами намечены следующие мероприятия:

- организация стенда «Русское воинство и его покровители»;

- беседа с детьми «Сергий Радонежский – заступник земли русской;

- игра «Умники и умницы» на тему: «Святые покровители русского воинства» и др.

Список литературы и источников:

1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 224.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 400с., ил.

3. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Научно-исследовательская работа/авт. В. И. Лутовинов. – Москва. Армпресс, 2006. – 62 с.

4. Патриотическое воспитание в Свердловской области: опыт, перспективы развития: сб. материалов науч. -практ. конф. / Под общ. ред. С. А. Иванова, Н. М. Кисляковой. – Екатеринбург: ИРРО, 2009. – 401 с.

5. Писарева Е. А., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Растим патриотов России).

6. Преподобный Сергий Радонежский/авт. -сост. Н. Чугреева. – М. : «Панорама», 1992. – 271 с.

7. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений/Автор-составитель М. А. Викулина. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138с.

8. Управление ДОУ //журнал. 2010, №07.

9. Управление ДОУ//журнал. 2005, №1.

10. Управление ДОУ//журнал. 2005,№ 11.

11. Библиотека думающего о России. URL: http/www.patriotica.ru/

12. Вестник военного и морского духовенства. Интернет-журнал.

URL: http//kapellan.ru/

Приложение 1.

Блиц-опрос (диагностика)

Формирование знаний у детей о святых покровителях земли русской.

Цель: выявить объем знаний детей старшей группы по данной теме, определить формы работы.

Вопросы Ответы детей

Что означает слово покровитель?

Каким является русский воин?

Что такое былина?

Каких богатырей вы знаете?

Чем они славились?

Как называют небесного защитника человека?

Кого или что может оберегать святой покровитель?

С помощью чего русские войска одерживали победы над врагами?

Для чего люди обращаются с просьбами к святым покровителям?

Интересно ли вам узнать о войнах и их защитниках?

Приложение 2

Игра «Слабое звено»

Игра предназначена для родителей и работников ДОУ.

Цели:

- расширять кругозор участников;

- развивать мышление;

- учить добывать знания самостоятельно.

Оборудование:

- таблички с написанными цифрами-баллами;

- листы для записи имен;

- фломастеры.

Правила игры:

1. Игроки отбираются заранее.

2. Игру проводит ведущий и помощник, который подсчитывает баллы.

3. В игре 4 раунда. Первый раунд длится 2 минуты. После первого раунда выбывает участник, который ответил на меньшее количество вопросов. Каждый последующий раунд короче предыдущего на 10 секунд, после каждого из них выбывает игрок – «слабое звено».

4. Когда останется 2 игрока ведущий по очереди задает им вопросы. Время обдумывания не ограничено. Если после пяти пар вопросов складывается ничья, то ведущий продолжает зачитывать вопросы до тех пор, пока не выявится победитель.

5. На доске написана цепочка – 1000, 2000, 5000, 10000, 15000, 20000 баллов. Игроки, отвечая правильно на вопросы, набирают баллы по цепочке. Если перед ответом игрок успел сказать слово «банк», то набранные баллы переходят в «банк». Игрок, ответивший неверно на вопрос и не положивший баллы в «банк», разрывает цепочку правильных ответов, и игроки начинают набирать баллы заново.

6. Вопросы задаются в быстром темпе. Время на обдумывание ответа игрокам дается, но не следует тратить его попусту. Если игрок не знает ответа, можно сказать «пас».

7. Раунд заканчивается после истечения времени. Следующий раунд начинается с вопроса, на котором закончили предыдущий раунд.

8. Цель – набрать как можно больше баллов в каждом раунде и за всю игру.

Вопросы:

1. Былинный богатырь – святой покровитель русского воинства (Илья Муромец).

2. Что означает слово покровитель? (защитник).

3. Что такое былина? («быль»)

4. Как называют небесного защитника человека? (ангел-хранитель)

5. Кого или что может оберегать святой покровитель? (человека, войско)

6. Назовите святых покровителей русского воинства (Дмитрий Донской, Илья Муромец, Александр Невский и др.)

7. Каким подвигом прославился Илья Муромец?

8. Как мы можем узнать на иконе святого покровителя русского воинства? (латы, копье)

9. Что одевал русский воин для защиты головы? (шлем).

10. Что защищало тело богатыря? (латы, доспехи)

11. Что такое латы?

12. Какой художник написал картину «Богатыри»? (В. Васнецов)

13. Сколько существует небесных покровителей русского воинства? (больше 32)

14. Какой святой изображается на иконе пронзающим змея? (Георгий Победоносец)

15. Какого покровителя Петр I объявил своим личным? (Александр Невский)

16. Какого адмирала канонизировали в 2001г.? (Адмирал Ушаков)

17. «Жизнь – Родине, душа – Богу» - чьи это слова? (Адмирал Ушаков)

18. Какой святой стал основателем монашеской обители вблизи Москвы? (Сергий Радонежский)

19. Какой элемент военной формы являет собой память о святых Русской Православной Церкви (кокарда)

20. Почему святого Георгия называют Победоносцем? (за мужество и духовную победу над мучителями)

21. В какое время года празднуется «Юрьев день»? (осень)

22. На гербе какого города изображен Георгий Победоносец? (Москва)

23. Какой военачальник прославился тем, что не потерпел ни одного поражения, не потерял в боях ни одного корабля? (Адмирал Ушаков)

24. Самый популярный русский святой? (Александр Невский)

25. Чем знаменит Александр Невский? (сделал Москву столицей нашего государства)

26. Чьим покровителем является Николай Чудотворец? (моряков)

27. Родом из какого города был былинный герой Илья? (Муром)

28. Какая кара постигла мучителей Варвары Илиопольской (Были сожжены молнией)

29. Какого князя Сергий Радонежский благословил на ратные подвиги? (Дмитрий Донской)

30. Просьба, обращенная к святому покровителю. (молитва)

31. Изображение святого в церкви (икона)

32. Древнее название России (Русь)

33. (показ репродукции картины Нестерова «Сергий Радонежский») О чем просил мальчик Сергий у старца? (помощь в учебе)

34. В каком веке жил Сергий Радонежский? (в XIV в.)

35. Здание, в которое люди приходят молиться? (церковь)

Приложение 3

Анкета для родителей

Формирование у детей знаний о святых покровителях земли русской

вопросы Ответы родителей

Является ли необходимым, на ваш взгляд, знакомство детей со святыми покровителями русского воинства?

а) да;

б) нет;

в) все равно;

г) затрудняюсь ответить;

д) ваш вариант ответа

Что, по-вашему, является главным в формировании знаний о святых покровителях русского воинства:

а) просмотр фильмов;

б) чтение литературы;

в) посещение музеев, выставок;

г) знакомство с иллюстрациями, изображающими покровителей;

д) рассказ родителей.

Как будете закреплять знания детей?

а) беседовать;

б) рассматривать книги, альбомы;

в) закреплять в рисунках, поделках;

г) создавать семейный фильм;

д) ваш вариант ответа.

Считаете ли достаточными ваши знания по данной теме?

а) да;

б) нет;

в) ваш вариант ответа.

Какую бы помощь хотели получить от педагогов:

а) рекомендации по теме;

б) подбор литературы и фильмов по теме;

в) подробную консультацию;

г) ваш вариант ответа.

Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по созданию музея «Русское воинство и его покровители»

а) сделать военную атрибутику (меч, шлем, кольчугу, латы, копье);

б) составить с ребенком творческий рассказ;

в) нарисовать с ребенком одного из святого покровителя русского воинства;

г) ваш вариант ответа.

Приложение 4

«Силачи-богатыри»

(спортивный досуг для мальчиков к 23 февраля)

Задачи: формировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри». Дать понятие «былина», «святой покровитель русского воинства». Способствовать доброжелательному настрою в группе, формировать командный дух.

Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», обручи, канат, гимнастические палки, кубики, дартс с мячами на липучках, мат гимнастический.

Ход мероприятия

Дети заходят в зал. Играет музыка «Русские богатыри».

Ведущая:

На рубежах родной земли –

Плечом к плечу богатыри.

Им, силачам, неведом страх.

Любовь к Отчизне в их сердцах.

Ведут они большую рать –

И ворогам не устоять!

Девиз их прост: в бою не трусь!

Ведь за спиной – Святая Русь!

Посмотрите на картину выдающегося художника Виктора Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (Богатыри).

Как они выглядят? (Сильные, задумчивые)

Перед нами предстали могучие богатыри, вставшие на защиту своей Родины, готовые дать отпор врагу.

Как зовут богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Как называются произведения, в которых рассказывается о них? (Былины)

Думали ли вы о том, что в былинах рассказывается о том, что было, происходило на самом деле. И Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович когда-то жили на земле так же как и мы с вами, они совершали подвиги и были настоящими героями. Такие былины называются «богатырскими», и народ хранит в памяти имена богатырей.

Так Илья Муромец причислен к лику святых и является покровителем русского воинства. Как вы думаете, что это означает? (ответы детей)

Одним из самых важных дел в жизни человека является защита Отечества, а святые покровители русского воинства защищают тех, кто нашу Родину бережет.

Какой праздник скоро будет? (23 февраля – День Защитника Отечества)

Мы с вами тоже попробуем быть богатырями, но помните, что богатырь славился не столько силой физической, но и силой духа, добротой сердца и благородством.

Разделение на команды. Проведение богатырских игр.

«Богатырские кони» - «богатырь» на коне-палочке перевозит по очереди всю команду.

«Меткий стрелок» - дартс с мячами-липучками.

«Помощь богатырей» - разобрать вход в пещеру, заваленному кубиками.

«Перетягивание каната».

Эстафета «Наездник» - какая команда быстрее проскачет на коне-палочке.

«Самый сильный богатырь» - столкнуть плечом соперника с гимнастического мата.

Ведущая: Молодцы! Все вы показали богатырскую силу, взаимовыручку, благородство. А победила богатырская дружба!

Награждение участников.

Приложение 5

Выставка репродукций

«Святое воинство: образы небесных защитников в русском искусстве».

- М. Нестеров. Сергий Радонежский

- А. Зайцев. Великий князь Александр Невский

- В. Рожков. Святые воины Георгий и Александр

- Е. Матюшина. Благоверный князь Александр.

- Павел Корин. Александр Невский.

- М. Нестеров. Царевич Дмитрий

Приложение 6

«Сергий Радонежский – заступник земли русской»

(занятие для детей старшей-подготовительной группы)

Цели:

- расширить, уточнить и закрепить знания детей о святых защитниках Отечества (о Сергии Радонежском);

- воспитывать любовь к Родине, уважение к святым и героям;

- прививать стремление узнавать об известных личностях родного края.

Оборудование:

-изображение шлема, лат, копья, мяча;

- изображения отдельных эпизодов жизни Сергия Радонежского.

Воспитатель: продолжите предложение: «Герои – это…»

Дети: Герои – это люди, которые отважны, заступаются за слабых, сильные и смелые.

Воспитатель: правильно, герои сильные, смелые и решительные, свои подвиги они совершают во имя своего народа и Отечества. Что же носили воины, чтобы в бою остаться целыми и невредимыми?

Дети; (отвечают).

Воспитатель: они одевали шлем, латы, брали в руки копье или меч. Я буду показывать картинки, а вы хором отвечать, что на них изображено.

(показывает шлем, копье, меч, латы).

Дети: (называют).

Воспитатель: а теперь нам необходимо одеть героя в доспехи.

Дети: (на изображение воина прикрепляют изображения шлема, лат, копья и меча).

Воспитатель: И для того чтобы они отважно шли в бой и боролись за правое дело им на помощь приходят святые покровители. У каждого из нас есть ангел-хранитель, помогающий нам в трудную минуту, а воинам помогает святой Сергий Радонежский.

Рассказ о жизни и делах Сергия Радонежского (с показом иллюстраций).

Публикации по теме:

День семьи, любви и верности в детском саду №32 Первая неделя июля в МК ДОУ детском саду № 32 была посвящена Всероссийскому дню семьи, любви и верности. На этой неделе дошкольники узнали,.

Интересный конкурс, даже для маленьких детей есть тема. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Святые покровители земли русской. Проект по работе с детьми старшей-подготовительной группы, их родителями.
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 19:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД