Папки-передвижки

Своеобразие интегрированных занятий как форма ознакомления старших дошкольников с искусством

Оксана Черкашина
Своеобразие интегрированных занятий как форма ознакомления старших дошкольников с искусством

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии

явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Публикация «Своеобразие интегрированных занятий как форма ознакомления старших дошкольников с искусством» размещена в разделах

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство- источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их через рисование, музицирование, словотворчество.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента эстетического развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательных процессов в ДОУ. Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребенок и целью данного процесса является максимально полное раскрытие его личностного потенциала.

Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Реализация системы интегрированных занятий позволит избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

. Вопросы интеграции раскрывались в работах И. М. Дзержинской, Н. И. Киященко, О. А. Куревиной, Б. Т. Лихачева, В. В. Неверова, Н. А. Терентьевой.

Однако ни в массовую школу, ни в детские сады еще не пришло глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По- прежнему задачи эстетического воспитания решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, литература – без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве как целостной системы.

Поиск резервов и возможностей интегрирования различных видов искусства в обучении дошкольников является проблемой требующей специального изучения. Недостаточная изученность и несомненная значимость интегративного подхода в организации занятий с детьми послужили основанием для выбора темы исследования.

Целью исследования стало: апробировать систему интегрированных занятий в целях эстетического образования детей старшего дошкольного возраста.

У идеи интеграции нет автора. Первые практические попытки создания пособий для детей были не более чем механическим объединением материала, не опирающимся ни на какую теорию. Она возникла на фоне растущего объема знаний и требований к ним.

Термин «интеграция» на страницах педагогических документов появился достаточно давно, но употреблялся в самом широком спектре значений. Обращение к справочникам общей направленности позволило с определенной условностью считать, что интеграция (от древне латинского integer – это процесс восстановления целостности, глубоких и устойчивых связей близких жизненных сфер в содержании учебного предмета с целью достижения эффективного конечного результата при наименьших расходах времени и сил. Руководствуясь таким определением, можно говорить об интегрируемых элементах, определять их состав и иерархию, установить что, куда, зачем интегрировать.

Целью интеграции является повышение эффективности процесса познания и развития, независимо от того, на какой информации базируется содержание предмета – научных знаниях, способах деятельности или опыте творчества и эмоционально – ценностного отношения к объекту или способу деятельности, что позволяет распределить учебные предметы по их ведущему компоненту, создавая благоприятные условия для определения основ интеграции.

При этом в качестве ведущих или основных компонентов могут выступать музыкальное и изобразительное искусства, которые наиболее полно отражают звуковой и визуальный компоненты художественной картины мира, а дополнительными или производными от ведущих следует признать хореографию, театр, кино…

В основе механизма интеграции заключен образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:

1) в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);

2) в театрализованной –движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

3) в изобразительной – форма, величина, цвет, композиция, ритм);

4) в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

В русле нашего исследования наибольший интерес представляет интеграция различных видов искусства. «Искусство, взятое во всем многообразии видов, жанров, стилей, обладает мощными воспитательными потенциями; как справедливо считает В. Ванслов, «совокупность отдельных искусств может сделать личность действительно многогранной». Комплексное освоение искусств оптимизирует творческие способности и силы человека, развитие его фантазии, воображения, артистичности, интеллекта, т. е. формирует универсальные человеческие способности, важные для любых сфер деятельности - восприятие и творчество ради общения через искусство» (Н. А. Терентьева).

Интеграция базируется на ряде положений, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:

- на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;

- образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства, путем использования специфических для каждого искусства средств выразительности;

- в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности.

Применительно к нашему исследованию в качестве такого стержня выступает музыкальное искусство.

Музыка, будучи искусством интонируемого смысла и воздействуя на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, выражающих чувства и эмоции человека в звуковой сфере, выступает средством общения людей.

Таким образом, целесообразность и органичность интеграционного подхода видится в том, что дошкольникам представляется возможность «действовать» в разных видах искусства, открывать себя и выражать себя многогранно – в музыке, пластике, театрализации, литературном и изобразительном творчестве, что пробуждает интерес к познанию новых свойств и возможностей других искусств, позволяет сформировать самостоятельную позицию слушателей, читателей, зрителей и, что самое главное, воспитать личность, способную и желающую творить.

Особая восприимчивость старших дошкольников к различным видам искусства общеизвестна; ее следует рассматривать как возрастную предпосылку для формирования эстетических способностей. Если в этом возрасте дети не будут получать в достаточном количестве художественных впечатлений, если не будут созданы условия для закрепления и упрочения комплекса тех свойств личности, благодаря которым обеспечивается их эстетическое взаимодействие с искусством и действительностью, то на более зрелых возрастных ступенях они уже не смогут наверстать упущенное. Об этом явлении красноречиво свидетельствует тот общепризнанный факт, что все здоровые в художественном, эстетическом плане дети без исключения талантливы, чего нельзя сказать о старших школьниках.

Общеизвестен повышенный интерес старших дошкольников к различным видам художественной и эстетической деятельности; на интегрированных занятиях они с увлечением рисуют, сочиняют стихи и сказки, поют, принимают участие в театрализованных представлениях и т. п. В процессе такой деятельности у старших дошкольников формируется эстетическая способность к целостному восприятию искусства и действительности, созидательного отношения к ним. Постижение старшими дошкольниками художественно- эстетического творчества в детском саду осуществляется наиболее плодотворно, а затем должно закрепляться в начальных и старших классах школы. Если же это приобщение детей в детском саду по каким-либо причинам не состоится, то в последующие возрастные периоды осуществить его бывает нелегко, так как в более зрелом возрасте интерес и склонность детей к различным видам искусства, самостоятельным оригинальным находкам, к сожалению, идет на убыль.

Из многочисленных областей искусства наиболее доступными для дошкольников являются музыка, изобразительное искусство, художественная литература.

Еще Я. Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».

Благодаря интегрированным музыкальным занятиям становится возможным функционирование системы взаимодействия видов искусства в учебной работе.

К сожалению, во многих случаях содержание и методика проведения занятий по музыке, развитию речи, изобразительному искусству основываются только на локальных образовательных задачах каждого из занятий эстетического цикла, не обусловлены глубинным образно-стилевым единством искусства как формы художественного самосознания человека, не воспитывают у детей навыки многогранного восприятия красоты.

Как справедливо отмечают исследователи (Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, мы не располагаем еще внедренной в практику целенаправленной и целостной системой эстетического воспитания, действующей в условиях ДОУ. Единая система комплексных занятий по музыке, литературе и изобразительному искусству для дошкольников до сих пор не создана, не определены методы осуществления взаимосвязи различных видов искусства в процессе формирования художественной культуры, избирательных художественных интересов.

Однако в последнее время появился ряд программ рассматривающих содержание и структуру музыкальных занятий в контексте различных видов искусства как один из современных вариантов занятий, как путь творческого общения педагога с детьми.

Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, данные программы базируются на принципе интеграции в подаче учебного материала. Взаимосвязь,

взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы занятий с детьми.

Под избранным углом зрения мы рассмотрели ряд специализированных (парциальных) программ по художественно- творческому развитию дошкольников. Все программы в основе своей предусматривают комплексное освоение дошкольниками различных видов искусства, основными из них являются: музыка, художественная литература и изобразительное искусство.

Структура программ «Живой мир образов», «Сотворчество», и «Вдохновение» содержит блочно – тематическое планирование. В программе «Красота. Радость. Творчество», «Синтез искусств» и «С кисточкой и музыкой в ладошке» обозначено содержание ряда разделов. Все программы предусматривают использование как обще дидактических, так и специфических методов и форм работы.

На наш взгляд, наиболее основательной является программа О. А. Куревиной «Синтез искусств в эстетическом воспитании», так как она содержит не только задачи по основным разделам, но в ней также определено содержание работы по пяти проблемным блокам.

Однако, все изученные нами программы заслуживают пристального внимания, так как каждая отличается своеобразием в постановке задач, методов и форм работы.

Интегрированные занятия имеют свою цель, структуру, содержание и место в системе работы педагогов. Занятия этого цикла проводятся, как правило, один раз в неделю. Их продолжительность составляет от 25 до 45 минут и зависит от возраста детей, их увлеченности.

Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для ознакомления дошкольников с растениями «Листок-лети ко мне»Дидактическая игра для ознакомления дошкольников с растениями «Листок-лети ко мне» Дидактическими задачами данной игры является: Учить детей находить листья по сходству, сравнивать листья, находить одинаковые листья и деревьев,.

Использование интегрированных занятий с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Постановка проблемы. Сегодня актуальна задача поиска эффективных средств формирования познавательных интересов детей предшкольного возраста.

Консультация для педагогов «Своеобразие игр-занятий с детьми 2–3 лет» Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Пояснительная записка. В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных.

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Введение В настоящее время, когда даже дошкольники.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для всестороннего.

Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности Введение. «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома КряжВоспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома Кряж В этом году отмечалась очень важная дата в истории всего человечества – 55 годовщина первого полёта человека в космос. День космонавтики.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Знакомство младших дошкольников с изобразительным искусством Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе детского сада. Одним из средств его является изобразительная деятельность. Изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Своеобразие интегрированных занятий как форма ознакомления старших дошкольников с искусством
Опубликовано: 24 октября 2016 в 06:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД