Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе

Ольга Чистякова
Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- уточнить представление об основных функциях органов чувств человека;

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

- показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга;

- продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

Коррекционно – развивающие:

- развивать умение говорить полными ответами, высказывать личное мнение и выдвигать гипотезу, делать выводы и сравнивать с полученными результатами;

- развивать личные тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

- активизировать мышления, воображение; развивать любознательность, инициативу, самостоятельность, способность принимать собственные решения в процессе экспериментальной деятельности.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах и подгруппах, взаимодействовать со сверстниками;

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их

охраны;

- воспитывать умение быть здоровым, беречь свое здоровье.

Методы и приемы:

• Наглядные (показ, демонстрация);

• Словесные (беседа, вопрос-ответ);

• Игровые (дидактические игры);

• Практические (упражнения, опыты).

• Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение художественной литературы В Драгунский «Что я люблю и чего не люблю», И. Семенова «Неболейка», С. А Козлова «Я и мое тело», рассматривание «Детской энциклопедии», познавательного пособия «Органы и системы человека», совместная с родителями деятельность по созданию коллажа правил безопасности для органов чувств.

Материалы и оборудование «Научной лаборатории»

шарфы для завязывания глаз (на каждого ребенка);

контейнеры с мелкими предметами;

ширма с материалами для экспериментирования (бумага, 2 чашки (одна из них с водой, чайная ложка, колокольчик, кусочек легко рвущейся ткани;

небольшие кусочки продуктов (конфеты, печенья, хлеба, сахара, моркови, яблока, соленый огурчик) по количеству детей;

полоски полиэтиленовой пленки, завязанные узлом, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы: чеснок, лук, кусочек копченой рыбы, цедра любого цитруса, укроп или семена укропа, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами;

сильнопахнущие цветы (бархатцы).

Ход НОД:

1. Организационный момент

Ребята, давайте сегодня поиграем в ученых. Как будто мы с вами работаем в Институте Здоровья.

Как вы думаете, почему у нашего института такое название?

Вы правы, в нем изучают здоровье человека. А от чего зависит наше с вами здоровье?

А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

2. Психогимнастика

Приложите свои ручки к груди, прислушайтесь, как стучит ваше сердце. Представьте, что это ласковое солнышко. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте поделимся этим солнышком со всеми. Поднимем лицо и вытянем ладошки вверх. Какое хорошее у нас настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Мы отправляемся в лабораторию.

3. Отгадывание загадок про органы чувств:

Ребята, раз мы с вами ученые, значит, мы много знаем про наш организм. Давайте вспомним, а помогут на загадки.

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам …глаза

А зачем нам глаза? (глаза - это наш орган зрения, это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле).

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение).

Два брата на одной голове живут.

Все слышат, а друг друга не видят (уши)

А для чего нам уши? (ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека).

Что мы слышим ушами? (мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта).

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (нос)

А нос для чего нам пригодится? (нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма).

Что мы чувствуем носом?

Возьмите по одному цветку (бархатцы, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? А теперь задержите дыхание ненадолго. Что происходит? Вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

Какие бывают запахи?

Можем ли мы по запаху определить вкусная ли еда?

Плохо, когда при болезни нос заложен? Почему?

Всегда во рту,

А не проглотишь. Что это?

Зачем человеку язык? (язык - орган вкуса у человека, определяет вкус пищи, помогает говорить)

4. Дидактическая игра «Определи на вкус»

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

(по очереди закрывают глаза, дают друг – другу попробовать продукты, имеющие сильновыраженный вкус – лимон, огурец, сол. Крекер, конфета).

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша…. кожа

Кожа для нас важна? (кожа - это орган осязания, кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается, кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар, кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо, кожа ещё один страж нашего организма).

Вы все знаете про органы чувств, вы самые настоящие ученые.

Вот мы с вами в научной лаборатории.

5. Научная лаборатория

Эксперимент 1 — Зачем нам два глаза и два уха?

Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам

два глаза и два уха?

Давайте закроем одно ухо рукой (слегка ударить ложкой по столу). Вам что-нибудь было слышно? Теперь закроем один глаз рукой. Вам что- нибудь видно?

Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом.

Давайте снова закроем один глаз. Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догадались, зачем нам два глаза? (чтобы помогать друг другу)

Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое.

Эксперимент 2 — Вместо глаз могут работать уши и руки?

А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза?

Вот это мы сейчас и проверим. Давайте разделимся на подгруппы, так нам удобней будет проводить эксперимент. (на 3 подгруппы)

Завяжите глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому.

Я поставлю перед вами коробку, а что в ней вы должны определить сами. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что это, Каждый определенный предмет кладите рядом с собой (ориентируясь на звук, дети и передвигаются к коробке, находят предметы и определяют их на ощупь).

Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы? (анализируют ситуацию, как можно определить предмет без помощи глаз)

Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вместо глаз? (пальцы, руки, кожа)

Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики?

А чтобы наши глазки никогда не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз: «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Эксперимент 3 — Вместо глаз могут работать уши?

Давайте выберем заведующего лабораторией. Сейчас поставим еще один опыт. Заведующий проходит за ширму. Наша задача ребята, узнать, что же он делает? (последо-вательно: мнется бумага, переливается вода из одной чашки в другую, размешивается ложкой «чай», звонит колокольчик, разрывается кусочек ткани) (дети определяют и называют действия)

Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что он делал. Кто же заменил вам глаза?

Чтобы наши уши всегда хорошо нам помогали, сделаем массаж ушных раковин:

Уши очень нам нужны (поглаживаем)

И для всех они важны

Уши есть у зайки (разминаем пальцами, двигаясь снизу вверх)

у подружки Райки

У щеночка Кешки (пальцами оттягиваем вверх)

У котенка Стешки

Чтобы слышать все, и знать (сильно сжимаем мочку уха указательным и

уши надо охранять большим пальцами)

Очень громко не кричать (мягко оттягиваем ухо вперед, слегка загибая)

От мороза защищать

Эксперимент 4 — Нос может быть заменен ртом?

Давайте покажем, как мы дышим. А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что делать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. Кто заменил нос? А как вы думаете ртом дышать полезно?

Эксперимент 5 — Язык и нос заменяют друг друга?

Для следующего эксперимента нам надо разделиться на пары. В паре один ребенок завязывает другому глаза. Ребенок, у которого глаза не завязаны, кладет в руку товарищу пакетик с сильнопахнущим веществом.

Определите без помощи глаз, что это такое. (дети должны сами придумывать как определить что это такое)

Какой орган работал вместо глаз? (язык.)

Поменяйтесь с товарищем, завяжите глаза другим ребятам в паре.

Ребята дадут вам что то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок.

Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы? Получилось у вас?

Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (нос.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ребята, наши органы чувств большие труженики, ни на минуту не прекращают свою работу, и мы должны бережно к ним относится. Кто расскажет, что он узнал вместе с родителями, о том, что вредно, а что полезно для них.

6. Индивидуальные рассказы детей с использованием коллажей созданных совместно с родителями.

7. Заключительная часть

Ребята, а что вы сегодня узнали в нашей лаборатории? Что было для вас самым интересным? Что вы хотите еще узнать об органах чувств?

Мне очень понравились коллажи которые вы создали вместе с родителями.

Мы с вами знаем, что ученые все свои опыты и эксперименты описывают в книгах. Давайте и мы создадим книгу наших открытий. А в нее будет включено все, что мы сегодня узнали в нашей лаборатории, и то, что вы узнали вместе с родителями про правила безопасности для каждого из органов чувств.

.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Глаза — наши помощники» Муниципальное детское образовательное учреждение «Детский сад № 25» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД для средней группы «Наши добрые помощники-органы чувств» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» Конспект НОД для детей средней группе.

Конспект НОД в подготовительной группе «Наши помощники «Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Пернатые наши друзья». Цель: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: учить воспринимать предложенную воспитателем.

Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе
Опубликовано: 22 сентября 2017 в 23:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о показе театра «Маша и медведь».
Ура! Ура! Приехали к нам гости! Мы так их ждали, очень! Не для кого не секрет, что кукольный театр является любимым зрелищем для всех малышей!...
Развивающая среда музыкального зала: атрибуты для зимних танцев.
Развивающая среда музыкального зала: атрибуты для зимних танцев. Все, кто работает с детьми, знают, какое значение для успешной реализации задач...
Рекомендация для родителей «Наши правила, Ваши обязанности»
-Для обеспечения безопасности приводить и забирать детей должны родители или доверенные взрослые лично. -Приводить ребенка в детский сад до 08. 30 ч. При...
Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [P] в предложениях и связной...
Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [P] в предложениях и связной речи. Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье» Настраиваем ребенка на игру:...
Навстречу новому году. Фоторепортаж.
Навстречу новому году. Уже стало доброй традицией во многих дошкольных учреждениях, школах проводить выставки талисманов Нового года. И в этом году в...