Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции недостатков свободной речи у старших дошкольников с заиканием

Елена Давыдова
Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции недостатков свободной речи у старших дошкольников с заиканием

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или не вольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не могут поставить перед собой цель в игре. Они часто выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли.

В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все игры используются с учетом ряда принципов.

В первую очередь реализуется принцип деятельности. Следуя этому принципу, использование сюжетно-ролевых игр на логопедических занятиях проходило по определенной схеме: выбор темы, сговор детей на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценка поведения детей.

Принципы систематичности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее значимых для каждого возраста игр. Последовательность развития игры на логопедических занятиях у заикающихся детей иная, чем у их правильно говорящих сверстников. Если у хорошо говорящих детей взрослый, используя игру как средство воспитания, опирается в первую очередь на творческие игры детей, то в коррекционном курсе игра проходит иной путь: от игр с готовым содержанием и данным в них правилам к играм творческим. Такая последовательность использования игр позволяет учитывать клиническую картину заикания, особенности поведения детей и создает условия для развития у заикающихся детей самоорганизации и активности в поведении и речи.

Соблюдая принцип систематичности и последовательности, так как овладение дошкольниками с заиканием определенных знаний, навыков и умений должно происходить не от случая к случаю, а систематически, т. е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану, нашу работу мы разделили на периоды: подготовительный (1-3 неделя, тренировочный (3-5 неделя) и закрепительный (6-8 неделя).

В задачу подготовительного периода входит: настроить ребенка на занятие, дать ему представление о правильной речи, показать, что он тоже умеет говорить правильно, научить его пользоваться громким голосом и т. д.

Убедить его, пользуясь доступными для него формами речи и речевых ситуаций, в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо.

На данном этапе мы использовали сюжетно-ролевые игры из цикла «Семья»: «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «День рождения» и др. Мы не случайно подобрали для подготовительного периода именно игры на тему: «Семья», данная тема хорошо знакома детям, и они практически свободно и с удовольствием рассказывают о своих родственниках и обыгрывают семейные ситуации. На начальном этапе данного периода занятия проходили в форме бесед о семье, обязанностях членов семьи и т. д., т. е. происходило накапливание речевого материала, который впоследствии будет использоваться при проведении сюжетно-ролевых игр.

Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции старших дошкольников с заиканием, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность и т. п. Тщательное обследование речи детей и выявление определенного уровня свободной речи, дало нам возможность подбирать для каждого ребенка такие речевые задания, при которых они могут говорить свободно.

На начальном этапе коррекционной работы мы использовали игры с простым речевым материалом, с сюжетами знакомыми детям, где дошкольники чувствуют себя комфортно. Так как игры из цикла «Моя семья». Итогом данного периода стало то, что зарождающемуся у ребенка чувству неполноценности, ущемленности мы противопоставили воспитание у него уверенности в своих силах и возможность говорить хорошо.

Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы. Целенаправленно подобранные игры и распределение ролей помогают нам затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облегченных форм речи: сопряженной и отраженной. Далее осуществляется переход к вопросо-ответной речи, которая также воспитывается постепенно от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создает базу для перехода к самостоятельной речи: подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в сюжетно-ролевых играх по замыслу).

В задачу тренировочного периода входит овладение всеми ранее недоступными для ребенка формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, умения и навыки, которые он приобрел в первом периоде, ведется кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

Поскольку порог свободной речи у старших дошкольников с заиканием неодинаков, то и тренировку правильной речи мы начали с разных этапов: Ромы Г. и Гали С (неврозоподобная форма заикания) с отраженной речи. У Федора С, Кати В. невротическая формой заикания) с этапа вопросо - ответной речи. Данные этапы мы уже использовали во время подготовительного этапа, здесь эти формы речи нами применялись с последовательным усложнением. Правильная, красивая речь достигается не одним занятием и даже не двумя тремя – результат ежедневной работы над своей речью и поведением и ничто так не побуждает к занятиям, как зримая их результативность.

На данном этапе мы использовали игры из цикла «Мой город»: «Прогулка», «Автобус».

Сюжетно-ролевая игра - сложный вид работы. Она требует долгой и особой подготовки. Поэтому перед проведением той или иной игры нами проводилась предварительная работа, которая позволяла дать достаточный запас знаний по теме игры. В неё входили специальные беседы, рассматривание картинок и иллюстраций, проведение экскурсий, изготовление поделок к сюжетно-ролевым играм. Пред началом игры не только распределялись роли, но и обговаривались последовательность действий, конкретные ситуации, возникающие диалоги. В зависимости от уровня свободной речи, мы предлагали ту или иную роль ребенку. Но это не значит, что одни дети всегда были на ведущих ролях, а другие на второстепенных, каждая игра проводилась на нескольких занятиях, где сюжет игры или изменялся, например «Прогулка на улицу», «Прогулка в лес», или расширялся «Прогулка на автобусе», каждый раз дети выступали в новой для себя роли. На ранних этапах речевой материал предварительно подготавливался и отрабатывался совместно с логопедом, затем на последующих речевых занятиях предлагалось самостоятельно излагать материал, являющийся описанием собственной деятельности или наблюдений. Все усложнения речевых упражнений проводились постепенно лишь после того, как мы в различных ситуациях убеждались, что ребенок, с речевым заданием справляется свободно, без запинок.

Соответственно усложнению форм речи усложняется и общественное окружение, и обстановка на занятии. Занятия проводятся не только в кабинете, но и вне его, например «Прогулка в зимний лес» и др. Экскурсию в зимний лес проводила воспитатель со всей группой. Затем на речевом занятии вспоминали, что видели ребята на экскурсии, при помощи конкретных вопросов, мы составили подробный рассказ-описание. После того, как речевой материал отрепетирован в кабинете, совершается «Прогулка», на которой мы задаем те же самые вопросы. Цель проведения занятий вне кабинета является научить старших дошкольников с заиканием спокойно реагировать на окружающую обстановку, не стесняться и правильно отвечать на вопросы логопеда.

Использование сюжетно-ролевых игр как средства коррекции недостатков свободной речи старших дошкольников с заиканием опирается на такие дидактические принципы, как доступность речевого материала в играх, последовательность игр от простых к более сложным, ведущая роль взрослого в игре. Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения.

В задачу закрепительного периода входит автоматизация приобретенных ребенком правильных навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности.

На данном этапе мы использовали сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Поликлиника». Своеобразие речевых занятий этого периода заключается в том, что помощь ребенку со стороны взрослых сводится в основном к контролю за его самостоятельным речевым общением: напомнить, как нужно правильно говорить, вести себя при этом, поощрить его хорошую речь.

После проведения нашей работы значительно улучшилось состояние речи старших дошкольников с заиканием.

Так Виктория Я. и Галя С. стали свободно произносить простые фразы, как тихо, так и громко (в начале исследования произносили свободно отдельные слова беззвучно, тихо и шепотом, практически без запинок дают развернутые ответы на вопросы. Заикание стало менее выраженным.

У Федора С. и Кати В. заикание проявляется в незначительной степени в спонтанной речи в периоды сильного эмоционального напряжения, в присутствии незнакомых людей.

Рассматривая игровую деятельность, мы отметили, ребята стали больше контактировать с детьми, принимать участие в играх, у всех детей отметили положительную динамику в развитие межличностных отношений, как на логопедических занятиях, так и в свободной деятельности.

В нашей работе мы не зря сделали основной упор на коррекцию недостатков свободной речи старших дошкольников с заиканием посредством сюжетно-ролевых игр. Изучение методической литературы и собственные наблюдения показали, что наилучшей формой организации занятий с заикающимися являются коллективные занятия.

Находясь в кругу товарищей по несчастью, они не стесняются своего дефекта, меньше волнуются в процессе речевого общения или выполнения речевых заданий. В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только практикуются в обычном разговоре друг с другом, но временами выполняют роль руководителя и таким образом приобретают опыт публичной речи, уверенность в своих речевых возможностях в различных ситуациях.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции недостатков свободной речи у старших дошкольников с заиканием
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 07:48
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...