МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста

Ольга Ахремова
Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста

В настоящее время главной ценностью общества является человек, как основа и движущая сила социального развития. Изменения, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития. Поэтому образование должно учитывать интересы самой личности и особенно остро нуждается в обновлении на основе идеи саморазвития человека. На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современное подрастающее поколение, в том числе и дошкольники, социализируется в качественно иной среде, чем предыдущее поколение. Если до этого на протяжении десятилетий и даже веков процесс воспитания осуществлялся в контролируемой и прогнозируемой среде, то сегодня наряду с реальным миром, появился мир виртуальный, в котором действуют свои законы, и контроль со стороны взрослых в этом мире весьма условен.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены виды детской деятельности, такие как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры. В дошкольном образовании игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установление многообразных связей с окружающим миром. Игра – общепризнанный феномен в развитии личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из требований выдвигает реализацию программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, одной из которых является игра.

Игра - это сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. В исследованиях советских и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Лишбер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Игра - самовыражения человека, способ его совершенствования.

На современном этапе существует проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные цели и задачи игровой деятельности в дошкольном возрасте – способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно- ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Сюжет игры - ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры. Роль является основным стержнем сюжетно- ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д., роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Сюжет игры - это связанная последовательность игровых ситуаций. Сюжетно ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу.

Сюжетно - ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности умения надо воспитывать: они не формируются сами. Сущность воспитательного воздействия сюжетно ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта.

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

Основная цель ФГОС ДО – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Достичь данной цели возможно при организации правильного руководства игровой деятельностью.

Актуальность педагогической поддержки игровой деятельности заключается в том, что на современном этапе игра рассматривается как способ социализации детей дошкольного возраста.

Выделяют следующие виды сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте :

Игры на бытовые сюжеты - в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни - школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия.

Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка Что такое сюжетно-ролевая игра? Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования интереса к труду у детей дошкольного возраста В настоящее время существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, отток детей.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей с нарушением интеллекта Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей 3 года обучения с нарушением интеллекта.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста Аннотация. В статье показано значение сюжетно ролевой игры в формировании взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста (6-7.

Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Сюжетно-ролевая.

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем.

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является активным периодом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 09:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД