Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Будамшу» (старший дошкольный возраст)

Анна Сокольникова
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Будамшу» (старший дошкольный возраст)

Цель. - знакомить с традициями и культурой родного края.

Задачи:

- Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений,

- учить подбирать к словам синонимы;

- обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи;

- формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству);

- обогащение словаря новыми словами «санбайна», «малгай»;

- воспитывать доброжелательность, заботу о людях.

Материалы и оборудование. Юрта, картинки с изображением праздника «Сагаалган», «имитация оврага», предметы быта русской и бурятской культуры (пиала, матрёшка, украшения и т. д, шапка, детали для «мостика», ковёр, магнитная доска с магнитиками, лепестки разного цвета, угощенье.

Ход занятия. Дети входят в группу или музыкальный зал, звучит спокойная бурятская музыка.

Воспитатель: Ребята рассмотрите картинки, и скажите, что изображено на них? (Дети предполагают какой праздник изображён на картинках) А что люди делают в праздник? (Ходят в гости) Вы наверное догадалась, чем мы сегодня займёмся (Ответы детей). Нас сегодня пригласил и ждёт в гости Будамшу!

Ребята подходят и видят перед собой овраг.

Воспитатель: Ой ребята, что же делать, как нам перебраться через овраг (Дети предлагают свои варианты). Я предлагаю построить мостик из вежливых слов.

Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов». (Каждое слово кирпичик)

Выложив мостик и перебравшись подходят к юрте.

Воспитатель: Ребята, а как называется бурятское жилище (ответы детей).

Детей встречает Будамшу.

Дети: Здравствуйте!

Будамшу: Здоровается на бурятском языке «санбайна».

Воспитатель: Объясняет что на бурятском языке означает здравствуйте.

Будамшу: Проходите дорогие гости, давайте сядем в круг. (дети садятся в круг по бурятскому обычаю)

Воспитатель: Будамшу, мы пришли в гости, ведь скоро праздник белого месяца Сагаалган. Ребята приготовили небольшие благопожелания (чтоб тучнели стада, чтоб уют царил в вашем доме, чтоб были все здоровы, чтоб счастье и удача жили в этом доме и т. д).

Дети: Высказывают пожелания на удачу, успех и т. д.

Будамшу: Большое спасибо! Как дорогие гости добрались, что интересного встретили на своём пути (дети рассказывают, как они перебрались через глубокий овраг). Ребята, у нас в праздник принято веселиться, петь песни, танцевать. А ещё мы играем в разные игры, приглашаю вас поиграть со мной.

Воспитетель: Ребята посмотрите и отгадайте, что лежит в коробочке?

«Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму,

Есть и у русских и у бурят»

Ребята шапка на бурятском языке «малгай»

Игра: «Шапка Будамшу».

Будамшу: Ох и шустрые вы!

Воспитатель: Наши дети не только очень шустрые, храбрые и трудолюбивые, они ещё и умные, и разные пословицы знают.

Будамшу: А вы знаете о чём говорится в пословицах, и откуда они берутся? (дети высказывают свои предположения, что такое пословица). Молодцы, у нас у бурятов тоже есть свои пословицы(2-3 пословицы).

«У дарёного коня, зубы не смотрят», «Что сделано в спешке, то не прочно, что сделано постепенно, то прочно»(объясняет значение бурятских пословиц)

Упражнение «Подбери пословицу».

Будамшу: А сейчас послушайте пословицы, и подберите русские пословицы схожие с моими бурятскими.

«Без труда не поймаешь и окуня» -«Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

«Дал слово - надо сдержать, начал работать- надо довершать» - «Сделал дело, гуляй смело»

«Заготовленное лётом полезно зимою» - «Готовь сани летом, а телегу зимой» (дети объясняют значение русских пословиц)

Дети: Перечисляют различные пословицы о труде, дружбе, учёбе и т. д.

Будамшу: Да много вы знаете, а теперь поиграем, да проверим вашу смекалку. Я сегодня прибирался и всё перепутал, поможете мне разобраться?

Игра: «Разбери предметы»(На столе находятся посуда, украшения, игрушки, музыкальные инструменты принадлежащие русской и бурятской культуре. Дети делятся на две команды и разбирают предметы на два столика.)

Воспитатель: Ребята в гостях у Будамшу нам с вами весело, здорово, и мы многое узнали интересного. Уважаемый Будамшу, мы знаем, что в вашей культуре используют много ярких цветов и оттенков. И мы хотим вам, за ваше гостеприимство подарить цветок, он приносит счастье, здоровье, удачу в дом. Предлагаю всем вместе вырастить его сейчас.

Игра «Слово-цвет».

Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на магнитной доске (оранжевый — апельсиновый, голубой — небесный, зелёный — изумрудный, красный — алый, жёлтый — пшеничный (подбирая цвет дети высказывают свои пожелания «небесный- чтобы над вашим домом всегда было чистое голубое небо, огненный- чтоб возле вашего очага собиралось много гостей и т. д»).

Будамшу: Спасибо, красивый цветок! Но и у нас в Сагаалган принято дарить подарки и угощать гостей. А вы знаете чем у нас принято угощать гостей (дети перечисляют -сливки, молоко, сыр, творог, сладости, главное угощение это бузы). Я и для вас дорогие гости приготовил угощение! Выносит на подносе угощение для ребят, сладости.

Дети благодарят и приглашают Будамшу к себе в гости на чаепитие.

Публикации по теме:

Инсценирование сказки «Теремок»Инсценирование сказки «Теремок» В рамках тематической недели "Дикие животные" в средней группе мы с детьми делали игру - инсценировку сказки "Теремок". Детям это так понравилось,.

Конспект комплексного занятия «В сказочном лесу» Конспект комплексного занятия «В сказочном лесу» Старшая/ подготовительная группа. Цель: развивать образность речи с помощью лексических.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Будамшу» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 06:43
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...