Сюжетно-ролевые игры в жизни младшего дошкольника

Анисимова Юлия
Сюжетно-ролевые игры в жизни младшего дошкольника

Одним из важных периодов в развитии детей в дошкольные годы - это младший дошкольный возраст. Одной из ведущих тенденцией современного этапа развития дошкольного образования в России это личностный подход в обучении и воспитании детей разного уровня развития. Личностный подход реализуется при профессиональном воздействии педагога на процесс воспитания и обучения детей в специально организованных условиях.

С рождения ребенка и далее его психологические функции развиваются через общение с взрослым. Личность является исходной ценностью и самоценностью. Ребенок, прежде всего личность и к ней нужен индивидуальный, личностный подход.

Природа детской игры - это реализация, прежде всего потребностей самого ребенка и каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, так как каждый новый предмет- это новая игра.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы- заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка, и обучения его сюжетно-ролевой игре. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая ее шишками, приготовить пирог из песка, используя ведерка для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

У детей трех-четырех летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между людьми. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним.

Чтобы воспроизвести подобные отношения между людьми, необходимо выполнение определенных игровых ролей. Например, доктору нужно быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом ребенок - доктор имеет право пользоваться игрушками- атрибутами, которые у него есть. А ребенок-пациент обязан выполнять предписания врача и одновременно может жаловаться на самые различные болезни, требовать новые лекарства.

Ролевая игра, организованная путем развития цепочки действий и личностного подхода (с ребенком, не имеющего зрительного и речевого опыта)

Воспитатель вместе с малышом варит обед для куклы. Кормит куклу, потом вместе убирают и моют посуду. Затем вместе раздевают и укладывают куклу спать. А в завершении, воспитатель и ребенок занимаются домашними делами: вытирают пыль, переставляют мебель и так далее.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий. Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает необходимые для исполнения роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Развитие игровых навыков формирует познавательные способности, речь и произвольность поведения. Иногда ребенку бывает трудно управлять собой, особенно своими движениями. В подобной ситуации достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком, а прыгать зайчик должен так, чтобы его не услышала лиса, тогда движения малыша становятся подражательно точными.

Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Очень важно вовремя оказать ребенку психологическую помощь, иначе с ним почти никто не будет играть.

В процессе развития игровых навыков бурно развивается воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизируют в игре. Пытается задействовать вокруг себя любые предметы. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвовать в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость и помогает в развитии. Но необходимо учитывать, что личность педагога - это образец для подражания.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность. Применяя личностный подход, педагог определяет уровень и объем психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Воспитатель наблюдает за ребенком, как он играет в группе и на улице со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выборе, выполнении своей и других ролей, при необходимости помогает ему, но делает это непринужденно. Именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, воспитатель должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить ему, как лучше распределить роли и стать партнером. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, воспитатель развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с детьми по ходу игры. Такие методы работы воспитателя при руководстве ролевыми играми детей 3-4 лет, позволяют обеспечить эффективность личностного подхода.

Например, предлагая коллективные игры, воспитателю необходимо выстраивать между детьми отношения игрового партнерства, при добровольном участии каждого ребенка. При этом содержание и правила игры способствуют освоению детьми навыков общения, установлению контакта друг с другом, умению взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или другой совместной деятельности.

Таким образом, личностный подход в обучении младшего дошкольника сюжетно-ролевой игре позволяет педагогу развивать у ребенка уверенность в своих возможностях, формировать положительные отношения к окружающим людям, развивать коммуникативные способности, поддерживать инициативу, способствовать самостоятельному использованию приобретенных умений и навыков ролевой игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Е. В. Зворыгина. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя детского сада. - Москва «Просвещение»1988. -с. 20-26, с. 36-41

2. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада, г. Москва «Просвещение» 1991,- с. 4-126

Анисимова Юлия

МБДОУ ЦРР д/с №75

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры в жизни младшего дошкольника
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 20:48
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...