МААМ-картинки

Тайны глиняной игрушки. Учебно-исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству

Лариса Евгеньевна Улитина
Тайны глиняной игрушки. Учебно-исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Велижский Дом детского творчества

Тайны глиняной игрушки

Учебно-исследовательская работа

по декоративно-прикладному творчеству

Автор:

Тимофеева Вера,

обучающаяся творческого объединения «Криничка»

Руководитель:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Велиж

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

3

2. Основная часть

Глава 1. Анализ литературы:

a) История глиняной игрушки

Публикация «Тайны глиняной игрушки, Учебно-исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству» размещена в разделах

Глава 2. Исследовательская деятельность

a) Сравнение образцов народных глиняных игрушек.

b) Тайны глиняной игрушки

c) Практическая работа. Мастер-класс по лепке игрушки-оберега

d) Анкетирование

6

7

7

10

11

3. Заключение 11

4. Источники 13

5. Приложение

Введение

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них красота родной природы

И тайна давняя веков.

Э. Чурилова

Каждый прошедший день, что был вчера, позавчера, становится историей нашей страны. Как ни печально, но народное творчество, старина стали почти забытыми. Знать же историю и традиции предков необходимо уже потому, что без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к Родине, я в этом убеждена.

Большая часть народных промыслов утрачена, особенно в городе, и это не дает возможности реального приобщения к народной культуре. Решению этой проблемы могут помочь занятия в творческих объединений на основе народного искусства.

Занятия творческого объединения «Криничка» я посещаю уже 4-ый год. На занятиях мы изготовляем различные изделия и игрушки из глины. Наша руководительница на занятиях знакомит нас с историей глиняного промысла, с технологией изготовления игрушек русскими народными мастерами.

Глиняная игрушка — одна из самых древнейших форм творчества. Мир ее удивительно разнообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиции и современность. Отражены общественный уклад русского народа, быт, нравы, окружающая природа.

Проблема: русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, к сожалению, совсем несправедливо забыты

Объектом исследования я выбрала народные игрушки из глины, изготовленные мастерами различных школ лепки.

Проблемные вопросы: Для чего лепили игрушки древние люди? Что означают образы и элементы росписи народной игрушки?

Исходя из этих размышлений, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой из глины.

Задачи:

• Расширить знания о русской глиняной игрушки, проанализировав информацию из ресурсов Интернет и литературы по данной теме;

• Исследовать значение образов народной глиняной игрушки и элементов росписи для создания и оформления глиняной игрушки – оберега;

• Составить анкету и провести опрос среди одноклассников и родителей и сделать выводы по результатам анкетирования;

• Донести до сверстников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

• Вызвать чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

Я выдвинула гипотезу: если я поделюсь с одноклассниками тайнами глиняной игрушки, то возможно, кого-то заинтересует этот вид деятельности.

В конце моей исследовательской работы, я решила сделать с одноклассниками маленькую глиняную игрушку-оберег.

Для подтверждения своей гипотезы я выбрала следующие методы:

Поисковый:

a) Обращение за информацией в интернет;

b) Анализ печатных источников: Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981; Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005;

c) Консультация со специалистами.

Наглядный:

a) Работа в уголке «Русской старины» Велижского ДДТ, с целью сравнения образцов народных игрушек;

Практический:

a) Мастер-класс «Изготовление глиняной игрушки-оберег» :

b) Анкетирование одноклассников и их родителей: что мы узнали о тайнах глиняной игрушке;

c) Изготовление буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Этапы исследовательской деятельности

Месяц, число март апрель

Этапы 51 15 119 222 229 5

Определение темы, цели, задачи, выдвижение гипотезы, составление плана работы

Работа с печатными источниками Обращение за информацией в интернет. Обработка материала

Исследовательская работа : сравнение образцов игрушек. Обработка материала

Консультация со специалистами. Поиск материала в Интернете: образы язычества в русской народной глиняной игрушке. Обработка материалов.

Мастер-класс с одноклассниками на тему «Тайны глиняной игрушки» Анкетирование одноклассников.

Практическая работа : мастер-класс «Лепка игрушки-оберега»

Подготовка рекомендаций, буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Формулировка и оценка результатов. Оформление работы

Презентация работы

Планируемые результаты:

1. У одноклассников появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров;

2. В результате знакомства с тайнами глиняной игрушки я найду единомышленников и смогу с ними делиться новыми секретами лепки на занятиях в творческом объединении «Криничка»;

3. Родителей заинтересует деятельность творческого объединения по лепке из глины «Криничка».

4. Мои работы смогут занять достойное место на выставках по декоративно-прикладному творчеству.

Основная часть

Глава 1. Анализ литературы.

Для того чтобы заинтересовать ребятам, необходимо самой знать гораздо больше и глубже изучаемый материал.

История глиняной игрушки уходит в далёкие времена. Еще в древности люди лепили из глины посуду и игрушки. «Особое место среди изделий из глины занимают игрушки. Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х—ХI вв были найдены на территории древних русских городов — Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам.» (Игрушки из глины : Лепка из глины : [Авторский сайт Валентины Петровой]. – Режим доступа: https://glina.teploruk.ru/article/igrushki.html)

«В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Их дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла» (Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, стр 5).

В давние времена мастерицы не просто лепили и расписывали игрушки или предметы обихода, а использовали для этого знаки семантики, символы, несущие строго определенное значение. И эти тайны глиняной игрушки я захотела узнать.

Глава 2. Исследовательская работа.

a) Тайны глиняной игрушки.

Цель: Узнать тайны образов и росписи глиняной игрушки.

Задачи:

• Сравнить образцы народных глиняных игрушек разных регионов России (дымковская, филимоновская, каргопольская);

• Выделить основные образы, элементы узора, цветовую гамму росписи, узнать их значение;

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Для своего исследования я выбрала образцы известных народных игрушек : дымковские, филимоновские, каргопольские. Я сравнила игрушки по форме, элементам узора и цветовой гамме. Результаты сравнения игрушек, я представила в виде таблицы (см. Приложение 1)

Сравнивая игрушки, я обратила внимание на то, какие фигурки лепили русские мастера из глины.

Эти фигурки не случайны. Они имели таинственный смысл. Узнать первую тайну глиняной игрушки мне помог Интернет (Темы и сюжет язычества в русской народной глиняной игрушке : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [Веб-сайт организации]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/609194/)

Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Например, считалось что игрушка - свистулька отгоняет своим свистом злых духов. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков, знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Лепили женскую фигурку с детьми - преклонялись Богине земли.

Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Образ мишки имеет несколько смыслов: тотем, предок, родич; божественная сила, символ могущества, плодородия. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы. Конь — главный символ солнца и оберег. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать. Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Изображение оленя и всех рогатых связано с тем, что наши предки думали, что рогами поддерживают солнышко, чтобы оно не упало. Рога были признаком плодородия и могущества Олень — символ изобилия, символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Баран, корова — символ плодородия, могущества и бодрой силы. Козел — добрая сила. Вот как богат на фантазию русский народ.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы, которые мастер должен был хорошо знать. Мы склонны понимать символическое изображение, прежде всего как элемент украшения. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир.

И это вторая тайна глиняной игрушки, раскрыть, которую мне помогла книга Федотова Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

На дымковских, каргопольских и других игрушках часто встречается знак солнца, предмет особого поклонения наших предков (см. Приложение 2) Солярные знаки - всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце - древнейший знак коловорота, движения солнца

Квадраты, ромбы, пересекающиеся линии - крупный квадрат заполняют обычно квадратики, точки - древний символ засеянного поля, связано с магией плодородия. Символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны

Волнообразные линии, зигзаг - условные изображения воды в народной росписи

Из этой же книги я узнала третью тайну народной игрушки : В давние времена мастерицы не просто расписывали игрушки в определенной цветовой гамме, а использовали для этого цвета, несущие строго определенное значение. Каждый цвет также что-нибудь символизировал:

• Коричневый – землю,

• Желтый, красный – солнце,

• Зеленый – растения,

• Белый – воздух,

• Голубой, синий – воду.

Выводы

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

• В росписи игрушек присутствуют знаки, которые несут глубокий символический смысл.

• В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

• Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

b) Практическая работа. Мастер-класс по лепке оберега.

Изучив тайны глиняной игрушки, я поделилась своими знаниями с одноклассниками и провела мастер-класс по изготовлению игрушки-оберега из глины (см. Приложение 3)

c) Анализ анкет одноклассников по теме проекта.

Так как цель моего исследования: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой, я составила анкету из 5 вопросов (см. Приложение 4, направленную на получение данных по количеству детей проявивших интерес к лепке после мастер-класса.

Результаты анкетирования:

- Большинство одноклассников в свободное от учёбы время предпочитают вид деятельности – компьютерные игры 50% и лишь 11% увлекаются лепкой.

- Я смогла убедить большинство, что народная игрушка может быть предметом изучения истории родного края – 83%.

- Моих одноклассников заинтересовала тайна образов в народной игрушке – 100%.

- Больше половины четвероклассников заинтересовались занятиями в творческом объединении «Криничка» - 56%.

Вывод: Анализ анкетирования показал, что у большинства одноклассников после проведения мастер-класса появился интерес к занятиям лепкой и к истории народной игрушки.

Заключение.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Проведя учебно–исследовательскую работу, я нашла ответы на эти вопросы.

Вывод: Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм.

И сейчас во многих российских городах и селах существуют производства игрушки, дымковской, филимоновской, каргопольской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.

В своей исследовательской работе я приоткрыла лишь некоторые тайны народной глиняной игрушке. Но если вы захотите узнать, что общего между греческим мифическим Кентавром и нашей каргопольской игрушкой Полкан, чем отличаются глиняные птицы Сирин, Гамаюн и Алконост, с какой целью русские мастера изготавливали игрушку Тяни-толкай? Приходите к нам в творческое объединение по лепке из глины «Криничка».

Список источников

Материалы на печатной основе

1 Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981,-34 с.

2 Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М., 1975,-120 с.

3 Осетров Е. Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах. М. : Малыш, 1985.- 48с.

4 Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

5 Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, -56 с.

Интернет-ресурсы

1 Темы и сюжет язычества в русской народной глиняной игрушке : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [Веб-сайт организации]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/609194/

2 Игрушки из глины : Лепка из глины : [Авторский сайт Валентины Петровой]. – Режим доступа: https://glina.teploruk.ru/article/igrushki.html

3 Славянская слобода: [Веб-сайт Анастасии Александровой]. – Режим доступа: https://slavyans.narod.ru/

Публикации по теме:

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» «Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» Подготовила: инструктор по труду высшей.

Конспект НОД по прикладному творчеству «Работа с тканью. Вышивание салфетки» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Учить детей вышивать салфетку, используя шов «вперед иглу с перевивом». 2. Закрепить технику вышивания - «стебельчатый.

Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы»Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» "Цветок для мамы"Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе. Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление глиняной игрушки «Зайка» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Методическая разработка мастер-класса «Изготовление.

Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Велижский Дом детского творчества Смоленской области.

Проект по декоративно-прикладному искусству Автор проекта: Елена Сергеевна Асанова Содержание 1. Аннотация проекта 2. Введение 3. Актуальность и социально-экономическая значимость.

Сопроводительное письмо к презентации «Организация кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Аюна» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе.

Занятие студии народной глиняной игрушки: «Сорока-белобока» Подготовительная группа студии народной глиняной игрушки «Сказка». Занятие по лепке из глины: «Сорока-белобока». Цель: Познакомить детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тайны глиняной игрушки. Учебно-исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 11:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД