Татарский этнографический мини-музей

Гузяль Русанова
Татарский этнографический мини-музей

Составитель: Русанова Гузяль Узбековна, воспитатель высшей категории, руководитель татарского этнографического мини-музея «Экият» в МБДОУ № 454, Калининского района г. Челябинска.

В нашем учреждении вот уже семь лет существует мини- музей татарской культуры и быта (слайд 1).

Он организован на базе татарского этнографического кружка «Экият»(слайд 2).

В своей работе по воспитанию у детей нравственных качеств толерантной личности я опираюсь на идеи народной педагогики. Одна из форм практического воплощения этих идей в жизнь – татарский этнографический кружок «Экият» («Сказка», организованный в нашем детском саду восемь лет назад. Кружок предполагает знакомство детей с этнографией татарского народа, а название «Экият» напоминает, что дошкольное детство должно быть сказкой для ребёнка. Через все занятия кружка красной нитью проходит идея толерантности, уважения к другому народу.

Восемь лет назад передо мной встала задача – собрать экспонаты и материал для оформления татарского уголка. Я обратилась за помощью к родителям, рассказала о целях создания кружка, выяснила, как они относятся к приобщению детей к татарской этнокультуре.

Родители с пониманием отнеслись к проблеме, включились в поиски хозяйственной утвари, предметов домашнего обихода. Помогли сшить татарский национальный костюм, по эскизам сшили тюбетейки, салфетки и платочки, которые мы с детьми украсили орнаментом. Бабушки принесли домотканые половики, дорожки, полотенца, вышитые изделия и другие предметы рукоделия. Постепенно уголок пополнялся экспонатами и перерос в мини-музей (слайд 3).

В музее оформлены следующие экспозиции:

-«Татарский народный костюм»;

-«Народное декоративно-прикладное искусство»;

-«Татарская национальная кухня»;

-«Габдулла Тукай»;

-«Народные праздники».

-«Семейные реликвии»;

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшего в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль (слайд 4).

Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса, включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилища, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культуры. В наиболее развитых видах народного искусства татар (кожаная мозаика, золотое шитьё, тамбурная вышивка, ювелирное искусство, закладное ткачество) чётко просматриваются традиции древних осёдлой городской и степной кочевой культур (слайд 5).

Кулинарное искусство татарского народа богато своими традициями. Основу татарской кухни составляли продукты крестьянского хозяйства. Помимо этих продуктов, татары издавна широко использовали привозной рис, пряности, южные сухофрукты (изюм, урюк, курага, чернослив, чай. Из всего многообразия блюд наиболее характерными для традиционной татарской кухни являются, во-первых, супы и бульоны (аш, шулпа) - мясные, постные, молочные (слайд 6).

Татарскую кухню отличает, во-вторых, обилие мучных изделий, используемых как в по- вседневной пище, так и по случаю званых обедов (слайд 7).

Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю: чельпэк, катлама, кош теле, паштет, чак-чак и т. д (слайд 8).

Третья характерная особенность татарской кухни – любовь к чаю. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу, не обходится ни один прием пищи. Чай с печёными изделиями коймак, кабартма порой заменяет завтрак, обед или ужин. Чай – непременный атрибут встречи гостя, причем любого – званого и незваного. Встретить гостя достойно значило ничуть не меньше вкусно приготовленного угощения. При этом и гость хорошо знал свои обязанности. Словом, все регулировалось веками отточенным гостевым этикетом, который, кстати, определял и периоды приема гостей (слайд 9).

Следующая экспозиция музея посвящена творчеству Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай (1886 – 1913) – выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик (слайд 10).

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли. (Стихотворение «Родной язык»)

Сюжеты многих своих произведений Тукай черпал из устного народного творчества.

Специфика традиционной праздничной культуры абсолютного большинства татар состояла в том, что она включала в себя как религиозные (мусульманские, так и светские праздники. Ураза гаете – Праздник поста и Курбан гаете – праздник жертвоприношения. Сабантуй, Науруз, Карга боткасы, Джиен (слайд 11).

Среди экспонатов музея много бесценных реликвий моей собственной семьи. Это по- желтевшие от времени фотографии и газеты с заметками о моих родственниках, татарская гармошка моего отца, оформленный мною альбом «Моя семья», в котором фотографии из нашего семейного архива. В музее есть ещё одна реликвия – «генеалогическое древо» нашей семьи, созданное моим дядей, старшим братом отца, участником Великой Отечественной войны. Так возникла идея продолжить дело, начатое им, а совместно с детьми оформить адаптированный вариант родословного дерева. (слайд 12).

В музее я провожу занятия для детей своей группы, а также экскурсии для детей и воспитателей других групп.

Татарский этнографический мини-музей «Экият» является эффективной формой работы по приобщению детей к татарской этнокультуре, развитию познавательных и творческих способностей, воспитанию любви и уважения к людям разных национальностей и их культурам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ.Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ. В нашем детском саду "Семицветик" - 26 групп и в каждой, есть мини - музей. Воспитатели творчески подошли к организации музеев, тематика.

Смотр-конкурс мини-музеевСмотр-конкурс мини-музеев Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Дошкольники.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Новый год
Автор публикации:
Татарский этнографический мини-музей
Опубликовано: 6 августа 2013 в 14:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пошаговый мастер-класс по созданию народной обережной куклы «Благополучницы»
Хочу сегодня показать вам как сделать очень интересную народную куколку – Благополучницу. Благополучие ведь всем нужно, верно? Куколка эта, на мой взгляд,...
«Сказка о лесном художнике» игра-размышление по мотивам рассказа Г. Ветровой
Задачи организации художественно-эстетического развития: • Знакомство с творчеством русского художника И. И. Шишкина; • Развивать способность видеть красоту...
Изучаем алфавит. Азбука на камнях
К изучению алфавита можно приступать в любом возрасте. Оптимальный возраст для знакомства с буквами и алфавитом – это 4-5 лет. В этот период у ребенка...
Сценарий «Выпускной в детском саду с Фрекен Бок»
В этом году у нас в детском саду очень остро стояла проблема с теми воспитателями, которые могли бы исполнять роли на праздниках, в том числе и на выпускном...
Мастер класс по изготовлению наглядного счетного материала из бросового материала
Добрый день, дорогие коллеги! Вот такие морковки я сделала для своих деток Начну с того, что одна из моих мамочек работает на мебельном производстве и...