МААМ-картинки

«Театрализованная деятельность дошкольников». Консультация для воспитателей

Галина Ширчикова
«Театрализованная деятельность дошкольников». Консультация для воспитателей

Театрализованная деятельность рассматривается как средство всестороннего развития личности, воспитание активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Публикация «„Театрализованная деятельность дошкольников“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Таким образом, «театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.» (В. А. Сухомлинский).

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда- они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных т творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить из душу «трудиться»? как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу помочь может театрализованная деятельность.

На мой взгляд, театрализованная деятельность содействует проявлению и развитию способности к песенному, игровому, танцевальному творчеству. Общение с театрализованными куклами помогает им почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

В младшей группе дети, приходя в детский сад, часто изображают героев, которых видели на экранах телевизоров и переносили виденное на экране в жизнь. И все же в младшей группе лишь некоторые ребята проявляют интерес к театрализованной деятельности, большинство же были скованы, сжаты, им нравилось быть зрителями, но не исполнителями. Поэтому, я начала работу с составления плана работы. Определила два основных направления деятельности :

- развитие эмоциональной сферы детей;

- приобщение их к азам театрализованной деятельности.

Поставила следующие задачи:

1. развивать устойчивый интерес театрально- игровой деятельности;

2. обогащать словарь детей, активизировать его;

3. стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движение, жесты, интонация);

4. воспитывать гуманные чувства : отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудаче;

5. поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и расковано в любой обстановке.

Работу начала с проектирования предметно- пространственной среды обеспечивающей театрализованную деятельность детей, а именно отвела для этого в группе зону, в которой был уголок ряженья (сарафаны, рубашки, кокошники, шляпы, бантики) и игрушки забавы, для театрализации знакомых сказок. Использовала несколько видов кукольного театра (настольный, теневой, пальчиковый, кукольный, игры-драматизации).

Знакомить детей с театральной куклой начала в первой младшей группе. Малыши смотрели, кукольные спектакли, которые показывала сама или старшие дошкольники. Использовали для спектаклей шапочки различных героев, мягкие игрушки для драматизации стихотворений А. Барто. Читая стихотворения обыгрывала его сюжет, а потом предлагала детям повторить его.

Познакомила детей с теневым театром. С большим удовольствием следили малыши за движущимися фигурками на ярко освещенном экране. Теневой театр приковывает внимание детей, развивает умение сосредотачиваться.

Дальнейшая театрализованная деятельность сопровождалась показом на фланелеграфе. Героев сказок рисовала или вырезала из старых книг. И на экране оживали герои сказок. Детям очень нравилось переставлять героев, говорить за них речь, составлять свои сказки.

К концу года дети первой младшей группы уже накопив определенный театрализованный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Такое стремление детей я решила поддержать и развивать дальше в младших группах. Для укрепления этой цели вместе с детьми изготовила пальчиковый театр. Сделала его из яичной скорлупы по книге автора И. Лыковой кандидата педагогических наук Мастерилка «Снесла курочка яичко». Книга мне понравилась и я решила попробовать. Взяла яйцо, вымыла водой с мылом, проделала две дырочки с концов, содержимое выдула, промыла внутри, просушила. Сделала подставки для сушки, дети помогли обклеивать бумагой для прочности, а потом загрунтовывали водоэмульсионной краской. Сделала отверстие для пальчика. Раскрасили гуашью и покрыли лаком. Получились замечательные головы для персонажей сказок.

Игры с пальчиковыми куклами помогли малышам лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми он овладевает ценными навыками общения, кроме того именно разыгрывание различных ситуаций позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Вначале фрагменты из сказок использовались как упражнения. Например, детям предлагала «попроситься» в теремок так, как просилась Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего я их спрашивала, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. Игры с пальчиковыми куклами проводила по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя». Я не требовала от детей дословной передачи текста. Дети говорили своими словами, но близко к тексту. Большое внимание уделяла интонации, жестам, мимике, имитационным движениям (сказочных животных). Имитировать движения обучала детей на физкультурных, музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогала музыка. Например, после прослушивания грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашивала детей, подходит ли эта музыка образу смелого Петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и просила показать данный образ в движении.

После этого предлагала детям загадать друг другу загадки путем имитации движений различных животных, причем, наблюдая с детьми за исполнителями. Учу их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают различные «актеры». (Чем отличается Лиса-Лена от Лисы-Полины). показывала все на личном примере. Постепенно приобщила детей к игре, поощряла малейший успех.

К середине года познакомила детей с куклами «живая рука». Традиционно этих кукол относят к верховым. Если несколько изменить конструкцию, то их можно считать напольными. Я их использовала в напольном варианте.

Основой такой куклы является плащ, сшитый из ткани, искусственного меха. Я использовала старые юбки, платья, рубашки. Один конец крепиться к голове куклы, выполненной из папье-маше. Два других угла подола на резинках прикрепляются к запястьям ребенка. Для того чтобы зафиксировать голову, к ней прикрепляла тесемки, которые завязываются на шее ребенка. Кукла является как бы передней частью костюма ребенка, поэтому ребенок во время работы с куклой должен все время быть развернутым к зрителю.

В начале давала детям поиграть с ними, подержать в руках, хорошенько посмотреть. Спрашивала из какой сказки кукла. Предлагала кому-нибудь из детей рассказать эту сказку, остальные ребята дополняли. Старалась не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявлять творчество. Об этом писал и наш выдающийся психолог Л. С. Выготский в своей работе: «Воображение и творчество в детском возрасте». Выготский считал, что заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизированные ими в процессе творчества… Такие пьесы будут неизбежно более накладными и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают в процессе детского творчества».

Предлагала одному ребенку придумать диалог двух персонажей (проговаривая слова и действия за каждого) и так далее. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учились словесному перевоплощению, стремились, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Для этого пытаюсь разбудить фантазию ребенка, помогаю только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Разучивала сценки маленькими фрагментами, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях.

Когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой- то роли, это способствует развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения. Использовала разные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Когда все дети попробовали себя во всех ролях, предложила им самим выбрать себе понравившийся персонаж. Иногда концовки сказок вызывали неудовлетворение детей, и они по своей инициативе придумывали другую концовку. Например, сказку «Колобок» дети решили закончить следующим образом:

Колобок: - Нет, Лисичка, ты меня съешь!

Ты хитрая, лучше я дальше покачусь по дорожке!

Ведущая: Колобок так и сделал! Катился, катился колобок и прикатился к домику бабушки и дедушки!

Для развития воображения, фантазии, речи детей, предлагаю им выбрать кукол из различных сказок и придумать с их участием новую сказку. Речь детей в младшей группе еще плохо развита, внимание неустойчивое, поэтому я помогаю наводящими вопросами, даю возможность вспомнить предыдущее занятие, и чем мы там занимались.

Цель, которую ставила перед собой занимаясь с детьми театрализованной деятельностью - сделала жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли применить в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Театр в жизни детейТеатр в жизни детей В дошкольном образовательном учреждении театральная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она даёт возможность.

Театрализованная деятельность как средство общенияТеатрализованная деятельность как средство общения Театрализованная деятельность в жизни детей раннего возраста. Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Театрализованная деятельность дошкольников». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 21:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД