Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи

Оксана Стрижевская
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения являются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизни ребенка. Такие нарушения речевого развития детей, как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Наряду с нарушениями устной речи у данной группы детей несформированные или недостаточно развитые различные психические процессы могут серьезно затруднить коррекционный процесс в целом, а затем вызвать сложности усвоения школьной программы.

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи, незаинтересованности в контакте и неумению ориентироваться в ситуации общения.

В настоящий момент весьма актуальна разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Однако при некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

В последние годы возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на детей с нормативным психическим развитием, а так же детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения. В настоящий момент имеются все основания рассматривать искусство в качестве уникального источника развития коммуникативной адаптации ребенка к социальной среде.

Известно, что основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веры в собственные силы. Я считаю, что театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных внутренних мотивов, которые обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперед. Театрализация логопедического процесса привлекательна также и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет проявить инициативу, способствует выработке чувства взаимопомощи и коллективных умений.

Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Целью использования театральной деятельности на логопедических занятиях является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Я считаю, что театрально-игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

Исследования по логопедической ритмике, проведенные Г. А. Волковой, убедительно показали, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но и художественно-речевую деятельность. Именно поэтому я считаю, что театрализованная деятельность позволяет мне решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

В своей работе я использую следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха, творческие игры);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, элементы сказкотерапии и арт-терапии).

Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты и т. д. Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики. Опыт показывает, что формирование мимики у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности. Очень интересно обыгрывать с детьми литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего, например, произведения К. И. Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над «Путаницей», когда «утки замяукали», а «кошечки захрюкали». Они должны, по крайней мере, нахмуриться (а кто-то и заплачет, когда паук «Муху-цокотуху в уголок поволок».

В работе по развитию художественно-речевой деятельности я использую игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Данные упражнения составляют три группы: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; а так же творческие (со словом). Сюда также включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Театрально-игровую деятельность использую на всех этапах коррекционной работы с детьми для активизации интереса и создания мотивации. Кроме того активно ввожу элементы театрализации на стадии автоматизации и дифференциации звуков. Известно, что основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Поэтому в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка и совершенствуется звуковая культура речи.

Общение с театром оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, что естественно повышает эффективность коррекционной работы. Разнообразные игровые ситуации, созданные с учетом конкретных коррекционных задач, побуждают ребенка к свободному речевому общению, которое становится более интенсивным и продуктивным. Таким образом, предоставляется богатая возможность для осуществления целенаправленной коррекции.

Театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений речевой и коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации и формированию основ образного мышления на этапе подготовки к процессу обучения в школе.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 23 января 2014 в 19:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...