«Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста»

Надежда Антонова
«Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста»

«Театрализованная деятельность как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста».

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы указывают на то, что психолого-педагогическая работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками является игра.

Я полагаю, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

И поэтому для того, чтобы реализовать цель моей работы: формирование выразительной речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности, я ставлю перед собой следующие задачи:

-создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности;

-побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГТ, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Для театрально-игровой деятельности в группе оборудована театральная гостиная, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества детей. В нашей гостиной представлены различные виды театров (марионетки, пальчиковые и т. д., есть костюмерная и гримерная (уголок ряжения, декорации и музыкальная фонотека.

Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной деятельности я начинаю с детьми 4-го года жизни. Во 2-й младшей группе начинаю формировать у детей простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); в старшей группе совершенствовать художественно - образные умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

На всех этапах работы я использую следующие методы формирования выразительности речи:

1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

3. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Также использую следующие приемы формирования выразительности речи: речевой образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение (практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков). В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяю следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано); упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки); упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц).

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены сказки «Репка», «Теремок», инсценировки стихотворений «Перчатки», «Под грибом».

Вся работа проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Для формирования интонационной выразительности речи использую специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам, включаю упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. На мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.

На данный момент мои дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2012 в 17:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...