Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Оксана Чурилова
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир не оставался таким как он есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало».

Джанни Родари.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.

Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения (2;3;4;5).

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Л. С. Выготский (1:34)определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством». Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы – цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности.

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М. А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М. А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М. Д. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду», И. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современным требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

- с какого возраста обучать детей театральной деятельности?

- чему учить и как учитывать возрастные особенности?

Ответы на эти и другие вопросы следует, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики (1;3;5). Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актёра и игры ребёнка. Основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию, к воспитанию логизированного поведения. Развитию же эмоциональной сферы ребёнка часто уделяется недостаточное внимание. В этом я убедилась на практике, работая воспитателем в детском саду.

Я работаю с детьми от 4 до 6-7 лет. Этот возраст – замечательный, когда складывается самосознание и мироощущение ребёнка – его личность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. Раньше он общался только с матерью. Теперь круг общения расширяется, в него уже входят сверстники и другие взрослые. Ребёнок способен уже не только прокомментировать конкретные события и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, окружающих людях, самом себе и своём месте в мире. У ребёнка формируется чувство «Я», начинает складываться Концепция - динамическая система представлений о самом себе, включающая:

а) сознание своих физических и интеллектуальных свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения.

.Дети от природы эгоцентричны, поэтому важно научить ребёнка «смотреть» на ситуацию не только со своей стороны, но и с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему взглянуть на себя как бы глазами окружающих, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Тогда ребёнок получит возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков и компьютерные игры. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребёнком по душам, почитать ему сказку, спеть колыбельную песню. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Редко увидишь на детских площадках детей, играющих вместе. Поэтому детям ничего не остаётся делать, как черпать новые впечатления, прильнув к «голубому экрану». Но ведь именно живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувственную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения.

Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития эмоционально-волевой сферы у ребёнка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы «театра переживания», требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театрализованной деятельности.

Объект исследования – система коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР.

Предмет исследования – театрализованная игра в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Цель исследования – создание педагогической системы использования театрализованной игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Для реализации поставленной цели в процессе работы решаю следующие задачи:

1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы развития детей в театрализованной игре.

2. Исследовать особенности театрализованных игр детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

3. Разработать педагогическую систему использования театрализованной игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

4. Апробировать эффективность предложенной педагогической системы.

Гипотеза состоит в предположении о том, что театрализованная игра как вид игровой деятельности обладает большими коррекционно-развивающими возможностями, поэтому её систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития будет способствовать их всестороннему развитию и преодолению недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составила перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого я отобрала различные театрализованные этюды и упражнения, подобрала дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики создала физкультурный уголок, подобрала упражнения для пальчиковой гимнастики. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности я использую, рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.

Одновременно уделяю большое внимание созданию условий в группе: отвела место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья, подобрала игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрела и изготовила маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. Наши родители изготовили несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму, изготовили печь, скамью, люльку, сундуки, прялку, коромысло, колодец, соответствующие народному фольклору.

Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбираю этюды и упражнения. В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки. В вечернее время и в дневные часы я знакомлю детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учу достоверному изображению персонажей. После этого приступаю к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучиваем текст, в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами использую зеркала.

На занятиях по ознакомлению с окружающим, во время экскурсий в этнографические музеи дети знакомятся с деревенским бытом; на музыкальных занятиях – разучиваем тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливаем и раскрашиваем персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Для этого я использую разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика наших вечеров различна: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. Мои помощники, это родители, которых я привлекаю к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Союз педагога и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию ребёнка.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Литература

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. ,1991.

2. Давыдов В. Г. «От детских игр к творческим играм и драматизации». Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992

3. Ершова А. П. «Возвращение к таланту». Красноярск, 1999.

4. Михаева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». М., 2009.

5. Шипицина Л. М. «Азбука общения». «Детство-Пресс», 2000.

Публикации по теме:

Мастер-классы в Арт-мастерской «Гинда» Расписание мастер-классов на 2011-2012 год Сентябрь [cut=Читать далее. ]07.09 и 10.09 начало в 19.00 «Матирование» + инкрустация (арт-объект.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
Опубликовано: 4 марта 2013 в 18:21
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Шоу световых картин в гостях у дошколят. Фоторепортаж
Шоу световых картин в гостях у дошколят «Театр – место, где сбывается то, о чём зритель и не мечтает в своих снах. » ( ПЕТЕР ЦАДЕК) И это...
День милосердия и добра (фото-отчёт)
Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря . В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции, концерты,...
Новогоднее оформление окон.
Зимние узоры мне Зима рисует, И стекло оконное словно бы целует, От Зимы-девицы, каждый день подарок, Серебро рисунка, как луч солнца ярок. Все...
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...