Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»

Татьяна Абрамова
Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»

Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью и добротой,

И с чувством сказочным пойдёт он жемчужною тропой.

Г. Попова

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)— одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

В последние годы вырос интерес к механизму воздействия театральной деятельности на ребенка с речевыми нарушениями. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что, проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Для решения комплекса коррекционных задач на базе МБДОУ № 39 г. Междуреченска одним из методических средств нами была выбрана театрализованная деятельность, которая органично вошла в педагогический процесс логопедической группы. В группе оборудован специальный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, пальчикового, теневого театра, театра картинок и игрушек; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма для кукольного и теневого театров.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты МБДОУ, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов.

Работа над постановками спектаклей охватывает всех детей. Разучивание ролей происходит в свободной деятельности детей, на занятиях, индивидуально. Обыгрывая сказки, дети стараются следить за звукопроизношением, мимикой, интонацией. В процессе подготовки дети с нетерпением ждут показа спектакля. И конечно, самыми благодарными зрителями выступают воспитанники младших групп, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Конспект занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки Токмаковой И. П. «Кукареку»

(старшая группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

• формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

• распространение предложений с помощью наводящих вопросов и самостоятельно;

• отработка дикции;

развитие речевой интонационной выразительности;

• обогащение речи выразительными средствами русского языка;

развитие мимики, жеста, пантомимы;

• обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

развитие произвольного и слухового внимания;

развитие зрительной и словесно-логической памяти и логического мышления;

развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

• воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости.

Оборудование: маски-шапочки и костюмы героев сказки. Фонограммы записей: П. Чайковский “Юмореска”, Д. Шостакович “Полька-шарманка”, Р. Щедрин “Юмореска”, П. Чайковский “Полька”, музыкальный проигрыватель. Декорации: деревья, верёвка, прищепки, надпись «ку-ка-ре-ку».

Предварительная работа: разучивание ролей по сказке Токмаковой И. П. «Кукареку».

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение на деревенский двор.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в деревню. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные чистоговорки.

Дети:

Ло-ло-ло – едем к бабушке в село.

Ва-ва-ва – на дворе растёт трава.

Ха-ха-ха – мы поймали петуха.

2. Пальчиковая гимнастика «петушок и курочка».

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Курочка прыг на крыльцо:

«Я снесла тебе яйцо!» Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

3. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о домашних животных и птицах и изобразите их повадки.

Острые ушки,

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка. (Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечко. (Собака)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Свинья)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки. (Лягушка)

4. Чтение сказки Токмаковой И. П. «Кукареку».

Захотел петушок

Сочинить стишок.

Написал КУКАРЕКУ

И к нем у еще строку.

Но КУКАРЕКУ потерялось,

Ничего от него не осталось:

Ни «ку», ни «ка», ни «ре»

Увидал он Хрюшку во дворе.

Говорит Петушок:

Я хотел сочинить стишок,

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Хрюшка головой покачала…

Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.

Не печалься, тебе я хрю-хрю

Вместо него подарю.

Говорит Петушок…

Нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы!

Собрался Петушок,

Взял дорожный мешок

И пошел шагать –

Пропажу искать.

Видит навстречу – кошка,

Кошка идет, мягконожка.

Говорит Петушок:

Я хотел сочинить стишок

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Кошка головой покачала

Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.

Не грусти, я тебе удружу –

Мяу-мяу тебе одолжу.

Говорит Петушок…

Нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы!

И пошёл петушок дальше искать КУКАРЕКУ.

Тут на встречу петушку

Бежит пёс по лужку.

Гав-гав! Я иду по следу!

У меня лучший в мире нюх.

Не поможешь ли ты нашему петушку?

Я хотел сочинить стишок

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Нет, КУКАРЕКУ я не встречал

Лаять большой я мастак

Я подарю тебе ГАВ-ГАВ.

Петушок говорит: нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы.

Вздохнул Петушок,

Подтянул ремешок,

До реки дошагал –

Очень устал.

Видит – скачет Лягушка,

Известная всем болтушка!

Говорит Петушок: «Лягушка!»

Я хотел сочинить стишок

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Лягушка головой покачала…

Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.

Ты возьми себе лучше ква-ква-

Для стихов неплохие слова.

Говорит Петушок: Нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы!

Грустный Петушок

Взял посошок,

На закат взглянул,

Домой повернул.

Дома ужин ждет,

Дома – детки.

Глядь – на крылечке наседка:

Петушок, я так устала!

Все КУКАРЕКУ твое искала!

Утащили его цыплята,

Непослушные наши ребята!

Целый день с ним они провозились,

Говорят КУКАРЕКАТЬ учились!

Впредь храни ты его аккуратно!

Тут Петушок сочинил стишок:

Написал КУКАРЕКУ!

И еще КУКАРЕКУ!

И третью строку

КУКАРЕКУ!

Беседа по прочитанному.

Логопед: Ребята, как называется сказка?

Дети: «Кукареку».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: И. П. Токмакова

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: Петушок, курочка, кошка, собака, лягушка, цыплята.

Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с петушком?

Дети: Петушок хотел сочинить стишок.

Логопед: Что из этого получилось?

Дети: Он потерял «Кукареку».

Логопед: Кого он встретил на своём пути?

Дети: Пса, кошку, лягушку, свинью.

Логопед: Что они предлагали петушку? Почему?

Дети: Они предлагали свои слова, хотели помочь.

Логопед: Кто нашёл «Кукареку»? Кто его забрал?

Дети: Курочка. «Кукареку» было у цыплят.

Логопед: Чему учит сказка?

Дети: Аккуратности, дружбе, взаимовыручке.

5. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».

Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

Дети:

Петух – петушок

Курица – курочка

Пёс – пёсик

Кошка – кошечка

Лягушка – лягушечка

Цыплёнок - цыплёночек

6. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают костюмы и выбегают в нужной последовательности.)

Логопед: Первыми в сказке появились цыплята (выбегают, затем петушок. Кого он встретил первым на своём пути? Кого вторым? Третьим? И т. д.

8. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Шел по берегу петух» .

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

9. Инсценировка сказки Токмаковой И. П. «Кукареку».

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями.

Список литературы

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.

Доронова Т. Н. «Играем в театр».-М., 2005.

Жукова Н. С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.

Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». - М., 1991.

Прикреплённые файлы:

skazka-kukareku_au48d.pptx | 3643,81 Кб | Скачан: 133
 
Публикации по теме:

Представление уголка театрализованной деятельности (на конкурс) Добро пожаловать! Дорогие гости! Конкурс у нас необычный, а сказочный, потому что театр – это таинство, сказка, волшебство. В некотором.

Волшебная палочка — театрВолшебная палочка — театр ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА - ТЕАТР Наш чудесный ключик золотой Распахнул все двери перед нами. Мы одной большой семьей живем. Этот ключик сделал.

Автор публикации:
Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»
Опубликовано: 27 июня 2013 в 07:15
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...