Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»

Татьяна Абрамова
Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»

Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью и добротой,

И с чувством сказочным пойдёт он жемчужною тропой.

Г. Попова

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)— одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

В последние годы вырос интерес к механизму воздействия театральной деятельности на ребенка с речевыми нарушениями. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что, проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Для решения комплекса коррекционных задач на базе МБДОУ № 39 г. Междуреченска одним из методических средств нами была выбрана театрализованная деятельность, которая органично вошла в педагогический процесс логопедической группы. В группе оборудован специальный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, пальчикового, теневого театра, театра картинок и игрушек; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма для кукольного и теневого театров.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты МБДОУ, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов.

Работа над постановками спектаклей охватывает всех детей. Разучивание ролей происходит в свободной деятельности детей, на занятиях, индивидуально. Обыгрывая сказки, дети стараются следить за звукопроизношением, мимикой, интонацией. В процессе подготовки дети с нетерпением ждут показа спектакля. И конечно, самыми благодарными зрителями выступают воспитанники младших групп, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Конспект занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки Токмаковой И. П. «Кукареку»

(старшая группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

• формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

• распространение предложений с помощью наводящих вопросов и самостоятельно;

• отработка дикции;

развитие речевой интонационной выразительности;

• обогащение речи выразительными средствами русского языка;

развитие мимики, жеста, пантомимы;

• обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

развитие произвольного и слухового внимания;

развитие зрительной и словесно-логической памяти и логического мышления;

развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

• воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости.

Оборудование: маски-шапочки и костюмы героев сказки. Фонограммы записей: П. Чайковский “Юмореска”, Д. Шостакович “Полька-шарманка”, Р. Щедрин “Юмореска”, П. Чайковский “Полька”, музыкальный проигрыватель. Декорации: деревья, верёвка, прищепки, надпись «ку-ка-ре-ку».

Предварительная работа: разучивание ролей по сказке Токмаковой И. П. «Кукареку».

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение на деревенский двор.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в деревню. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные чистоговорки.

Дети:

Ло-ло-ло – едем к бабушке в село.

Ва-ва-ва – на дворе растёт трава.

Ха-ха-ха – мы поймали петуха.

2. Пальчиковая гимнастика «петушок и курочка».

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Курочка прыг на крыльцо:

«Я снесла тебе яйцо!» Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

3. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о домашних животных и птицах и изобразите их повадки.

Острые ушки,

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка. (Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечко. (Собака)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Свинья)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки. (Лягушка)

4. Чтение сказки Токмаковой И. П. «Кукареку».

Захотел петушок

Сочинить стишок.

Написал КУКАРЕКУ

И к нем у еще строку.

Но КУКАРЕКУ потерялось,

Ничего от него не осталось:

Ни «ку», ни «ка», ни «ре»

Увидал он Хрюшку во дворе.

Говорит Петушок:

Я хотел сочинить стишок,

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Хрюшка головой покачала…

Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.

Не печалься, тебе я хрю-хрю

Вместо него подарю.

Говорит Петушок…

Нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы!

Собрался Петушок,

Взял дорожный мешок

И пошел шагать –

Пропажу искать.

Видит навстречу – кошка,

Кошка идет, мягконожка.

Говорит Петушок:

Я хотел сочинить стишок

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Кошка головой покачала

Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.

Не грусти, я тебе удружу –

Мяу-мяу тебе одолжу.

Говорит Петушок…

Нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы!

И пошёл петушок дальше искать КУКАРЕКУ.

Тут на встречу петушку

Бежит пёс по лужку.

Гав-гав! Я иду по следу!

У меня лучший в мире нюх.

Не поможешь ли ты нашему петушку?

Я хотел сочинить стишок

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Нет, КУКАРЕКУ я не встречал

Лаять большой я мастак

Я подарю тебе ГАВ-ГАВ.

Петушок говорит: нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы.

Вздохнул Петушок,

Подтянул ремешок,

До реки дошагал –

Очень устал.

Видит – скачет Лягушка,

Известная всем болтушка!

Говорит Петушок: «Лягушка!»

Я хотел сочинить стишок

Написал КУКАРЕКУ

И к нему еще строку,

Но КУКАРЕКУ потерялось.

Ты не знаешь, куда оно девалось?

Лягушка головой покачала…

Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.

Ты возьми себе лучше ква-ква-

Для стихов неплохие слова.

Говорит Петушок: Нет, спасибо,

Мне КУКАРЕКУ найти бы!

Грустный Петушок

Взял посошок,

На закат взглянул,

Домой повернул.

Дома ужин ждет,

Дома – детки.

Глядь – на крылечке наседка:

Петушок, я так устала!

Все КУКАРЕКУ твое искала!

Утащили его цыплята,

Непослушные наши ребята!

Целый день с ним они провозились,

Говорят КУКАРЕКАТЬ учились!

Впредь храни ты его аккуратно!

Тут Петушок сочинил стишок:

Написал КУКАРЕКУ!

И еще КУКАРЕКУ!

И третью строку

КУКАРЕКУ!

Беседа по прочитанному.

Логопед: Ребята, как называется сказка?

Дети: «Кукареку».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: И. П. Токмакова

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: Петушок, курочка, кошка, собака, лягушка, цыплята.

Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с петушком?

Дети: Петушок хотел сочинить стишок.

Логопед: Что из этого получилось?

Дети: Он потерял «Кукареку».

Логопед: Кого он встретил на своём пути?

Дети: Пса, кошку, лягушку, свинью.

Логопед: Что они предлагали петушку? Почему?

Дети: Они предлагали свои слова, хотели помочь.

Логопед: Кто нашёл «Кукареку»? Кто его забрал?

Дети: Курочка. «Кукареку» было у цыплят.

Логопед: Чему учит сказка?

Дети: Аккуратности, дружбе, взаимовыручке.

5. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».

Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

Дети:

Петух – петушок

Курица – курочка

Пёс – пёсик

Кошка – кошечка

Лягушка – лягушечка

Цыплёнок - цыплёночек

6. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают костюмы и выбегают в нужной последовательности.)

Логопед: Первыми в сказке появились цыплята (выбегают, затем петушок. Кого он встретил первым на своём пути? Кого вторым? Третьим? И т. д.

8. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Шел по берегу петух» .

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

9. Инсценировка сказки Токмаковой И. П. «Кукареку».

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями.

Список литературы

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.

Доронова Т. Н. «Играем в театр».-М., 2005.

Жукова Н. С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.

Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». - М., 1991.

Прикреплённые файлы:

skazka-kukareku_au48d.pptx | 3643,81 Кб | Скачан: 136
 
Публикации по теме:

Представление уголка театрализованной деятельности (на конкурс) Добро пожаловать! Дорогие гости! Конкурс у нас необычный, а сказочный, потому что театр – это таинство, сказка, волшебство. В некотором.

Волшебная палочка — театрВолшебная палочка — театр ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА - ТЕАТР Наш чудесный ключик золотой Распахнул все двери перед нами. Мы одной большой семьей живем. Этот ключик сделал.

Автор публикации:
Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»
Опубликовано: 27 июня 2013 в 07:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Расцвели в саду моем цветочки»
Всем здравствуйте! Приглашаю всех желающих посмотреть на мое маленькое увлечение. Сколько я себя помню, им занимаюсь. Еще в детстве меня называли...
Лэпбук «Лето»
Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию лепбук "Лето", долго собиралась и вот, наконец-то, сделала. Все карточки и кармашки ламинированы, для более...
Прогулка в лес за грибами
С приходом дождей воздух становится влажным и свежим. Прекрасная пора для прогулок по лесу. Надеваем резиновые сапоги, и отправляемся в лес,...
Сценарий выпускного «Ромашковый бал»
«Ромашковый бал» Пение птиц, в зал входят ведущие: Ведущий 1: Сегодня, необыкновенный день, не правда ли? Ведущий 2: Да, даже птицы как-то особенно поют....
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений...
Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами мы поняли, что одним из главных способов познания ребёнком...