Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

Светлана Владимировна Мосина
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

Актуальность

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Театрализованные игры являются одним из эффективных средств развития связной диалогической речи, имеют игровую и коммуникативную мотивацию, проходят живо, интересно и весело.

Цель: Развивать связную диалогическую речь у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры.

Задачи:

- Развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;

- Обогащать словарь детей, активизировать его;

- Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами - игрушками.

Развитие связной речи[/b], в том числе диалогической, является центральной задачей речевого воспитания детей, а также условием полноценного развития ребёнка.

Параметры исследования

Объект – личность детей дошкольного возраста.

Предмет – развитие связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Цель – определить влияние театрализованных игр на развитие связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Задачи работы

- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

- Изучить своеобразие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

- Определить уровни развития связной диалогической речи у дошкольников.

- Апробировать программу, направленную на эффективное развитие связной диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованных игр.

- Дать методические рекомендации педагогам и родителям по использованию театрализованных игр, способствующих развитию связной диалогической речи.

Гипотеза исследования

Уровень развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если будет уделяться должное внимание следующим условиям:

- Учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей дошкольников.

- Широкое применение театрализованной практики в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности (использование театрализованных персонажей и ситуаций, вовлечение детей в активную театрализованную деятельность с помощью атрибутики и личного примера взрослых, специальный подбор текстов, выступления детей на утренниках и театрализованных развлечениях, работа над выразительностью речи в диалогах и невербальной коммуникации детей).

- Систематическое использование разнообразных видов театра в разных видах детской деятельности.

- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов и декораций.

Именно эта тема была выбрана мною в связи с тем, что у дошкольников слабо развита диалогическая речь, они по своей природе эгоцентричны - слушают себя и говорят часто для себя. А ведение диалога требует внимания к собеседнику, умения встать на его позицию, увидеть мир его глазами, речь идёт о наличии вербальных и невербальных средств языка.

Одной из важных задач развития связной речи ребёнка является совершенствование диалогической речи, которая является основной формой общения детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция театрализованной деятельности с образовательными областями

[/b]

- Коммуникация

- Познание

- Безопасность

- Физическая культура

- Труд

- Музыка

- Здоровье

- Художественное творчество

- Социализация

- Чтение художественной литературы

Виды театрализованных игр

Игры - драматизации

Ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Режиссёрские игры

Ребёнок не является действующим лицом, а организует деятельность как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.

Важным моментом является правильная организация предметно-развивающей среды – пополнение разными видами кукольного театра, удовлетворяющими любознательность и исследовательский интерес детей, а также отвечающими требованиям программы и потребностям.

Игровой материал должен периодически обновляться, ориентироваться нужно на интересы разных детей.

Необходимо пополнять уголок ряженья атрибутами, декорациями, костюмами к спектаклям и уголок для чтения художественной литературы - подбор репертуара для детского творчества, соответствующий возрасту.

Тщательно подбиралась художественная литература, соответствующая возрастным особенностям и потребностям детей. Для более образного восприятия книги для чтения и рассматривания были все с красочными иллюстрациями разных художников.

Уголок для родителей был пополнен тематическим стендом: "Всё о речи: информация для родителей", консультациями: "Диалогическое общение детей шестого года жизни", "Виды театра", "Играем дома" и папкой - передвижкой " Значение театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников".

Центр театрализованной деятельности был пополнен разными видами театров.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности мы разместили разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

При разучивании ролей дошкольники учились изображать разнообразные человеческие эмоции и совершенствовали свои умения выразительно передавать настроение, а также образы героев в движении с помощью пантомимических игр, учились использовать мимику и интонацию голоса и давать характеристики сказочным персонажам.

Заключение

Гипотеза подтвердилась полностью: уровень развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если регулярно и систематически использовать во всех видах детской деятельности различные виды театрализованных игр.

Проведённая работа по развитию у детей дошкольного возраста связной диалогической речи посредством театрализованной игры оказалась очень эффективной, нужной и полезной, в чём и заключалась цель исследования.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию театрализованных игр

1. Вовлекать дошкольников в диалогическое взаимодействие, организованное посредством театрализованных игр.

2. Воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

3. Поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Стимулировать желание детей организовать режиссёрскую игру, вступать в диалоги со сверстниками, использовать средства художественной выразительности.

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

6. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать сотрудничество детей и взрослых на всех этапах организации театрализованной игры или представления.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июня 2018 в 14:48
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Пришли гости дорогие!» Традиции казачества
Кратко из традиций казачьего гостеприимства В культуре казачества гость считался Божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым...
«Весеннее путешествие». Итоговое занятие по ФЭМП во второй младшей группе
Итоговое занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Весеннее путешествие» Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение...
Конспект открытой игры-занятия «Солнышко весёлое»
Индивидуальное занятие Фамилия, имя, возраст ребенка : Умнова Виктория Возраст: 1 г. 1 мес. Тема игры-занятия: «Солнышко весёлое» Тип игры-занятия:...
Информационный творческий проект во второй младшей группе «Солнышко лучистое»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Гусельки» г. Югорск Информационный - творческий проект во второй младшей...
Открытый показ СОД «Удивительная соль» в рамках «Экологической недели»
1. Совместная образовательная деятельность Воспитатель: Зельман Н. Е. 2. Возрастная группа: подготовительная 3. Образоваельная область:...