Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое»

Лариса Моисеева
Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое»

Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое».

Задачи:

1) воспитывать патриотические чувства детей через развитие интереса к культурным народным традициям родного края;

2) расширять представления детей о русском народном костюме, о традиционных региональных особенностях русских Прикамья, познакомить с элементами свадебного обряда (свадебным фольклором, обрядами и обычаями, связанными с воспитанием детей;

3) развивать творческие способности детей.

Оформление зала и декорации:

Зал оформлен в русском стиле. На переднем плане весит окно с вышитыми занавесками, под ним лавка, накрытая половичком, на краю лавки лежат платки по количеству девочек небольшой столик с красивой белой скатертью (в начале действия, когда гаснет свет это всё убирается). На центральной стене декорации леса, на полу «берёзовые» дрова. На заднем плане справа - русская изба, на полу постелены половики, посреди избы - стол, лавки, к потолку подвешена люлька, в ней кукла, на полках кухонная утварь, возле печи ухват и веник; слева – баня, в ней лавка, деревянные вёдра и кадушка, в ней банные веники по количеству девочек.

Предварительная работа:

1) занятия по ознакомлению с окружающим:

«Моя семья большая и маленькая»,

«Традиции моей семьи»,

«Уважай старость»,

«Знакомство с русским костюмом»,

«Народы Прикамья».

2) занятия по развитию речи:

«Чтение и пересказ рассказа Л. Толстго «Старый дед и внучек», «Составление описательных рассказов по русским костюмам».

2) занятия по рисованию:

«Портрет дедушки и бабушки»,

«Кукла в русском костюме», «Роспись прялки»,

3) беседы:

«Ремесла на Руси»,

«Традиции и обычаи»,

«Как я был в деревне».

4) чтение сказок народов Пермского края, в которых описывается быт, обычаи, традиции, одежда, отношения между взрослыми и детьми (например: «Лапти-скороходы», «Медвежья нянюшка» и др.)

5) дидактические игры:

«Ремесла на Руси», «Что сначала, что потом», «Угадай, что я делаю»,

6) разучивание русских народных песен, хороводов, игр, пословиц, поговорок,

7) работа в уголке рукоделия: плетение, вышивание, ткачество, изготовление бус, изготовление и роспись изделий из глины, дерева (конструктор).

Ход.

Девочки сидят в избе, вышивают и поют «Позолоченная прялица». Вбегает подружка:

- Чего вы скучаете, пойдём, посмотрим, как девушки гадают!

- А что смотреть то, закроют колодец на ключ, кто первый потом в дом придет, тот и жених.

- А давайте сами пойдем гадать. Ляжем на росстани под скатерть и послушаем: что прислышится, тому и быть.

Девочки собираются (надевают платки) и выходят, поют «Ой ди-ди, ой радость». Пришли. Ложатся под скатерть, слушают. Гаснет свет.

Раздается шум, свист, завывание ветра. Появляется Ёма (тётка лешего).

- А, вот вы где, девчушки малые. Погадать вздумали? Вот я вас

проучу!

К себе утащу, в няньки наряжу, замуж за своих сыновей выдам. Собирает скатерть как бы в мешок, «тащит» девочек.

В доме Ёмы. Девочки плачут.

Ёма:

-Тише, не ревите, моего меньшого разбудите, худо будет!

Вы теперь будете у меня жить. Я вас замуж отдам за моих

сыновей. Они у меня красавцы, силачи, всему лесу хозяева.

Мальчики:

- В лесу, чем не житье: и грибы, и ягоды, и зверья всякого.

- А коли скучно станет, можно с человеком каким позабавиться.

- Заведешь его в лес, закружишь. Он ходит, плутает, а выйти не может.

Ёма:

- Цыц, разговорились тут. Пора делом заняться. Перво-наперво хочу девиц испытать, годятся в невесты то? Вот вам загадки. Отгадаете, почет вам и уважение, а не отгадаете.

- Утка в море, хвост на угоре (ковш).

- Залезла Варвара выше амбара (труба на крыше).

- В избе пильчики-пильчики, на улице хлопоты-хлопоты (стирка в корыте, полоскание белья в речке валиком).

- Четыре сестрички в одну утку глядят (корову доят).

- Маленький, горбатенький все поле проскакал, домой прибежал, целый год пролежал (серп).

- Сверху голо, внутри лохмато (тулуп).

- За стеной спит барашек молодой (младенец). Ёма:

- Всё так. Это мой малой сынок. Мы сейчас в лес пойдем, а вы тут оставайтесь хозяйничать. Пестуйте малыша как следует, а не то худо будет.

Воды вскипятите, травки заварите, а то малой закашлял. Какую

траву от кашля взять знаете?

Девочки:

- Мяту, душицу, мать-и-мачеху.

- Всё так.

Ёма:

- Квашёнку растворите. Что это такое знаете? А как её растворить, что для квашёнки надобно?

Девочки:

- Муку, дрожжи,сахар, соль, молоко или воду.

Ёма:

- Всё так. Да смотрите, муку то только белую берите. Шанег напеките, каши наварите, малого покормите. Да смотрите, приговаривайте, он без пестушек не ест. Пестушки знаете?

Девочки:

- Ай, тата, тата, тата,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Шанежки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечём блинка –

Покормить сынка!

- Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

- В лесочке, в лесочке избушка на кочке.

Блинами обита, оладьями покрыта,

Ограда кругом - пироги с творогом.

Сидит кошка у окошка, ежик Антошка

Пряники жует, песенки поет.

- В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печёны?

Для Сашеньки калачи,

Для Сашеньки горячи.

- Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни в ладошки,

И погладь ты кошку.

Ёма:

-Всё так.

Воды наносите. Баньку затопите. Баня - мать вторая. А что ещё вы знаете о бане?

- Баня парит, баня правит, баня всё поправит.

- Кости распаришь - всё тело поправишь.

- Когда б не баня, все б мы пропали.

- Лук да баня всё поправят.

- Пар костей не ломит, где тепло, тут и добро. Ёма:

- Все так. А знаете ли вы как правильно веники ломать, чтобы моему лесу не навредить?

Дети:

- Не рубить берёзы целиком.

- Аккуратно, чтобы не поломать много веток.

- С каждой берёзки по пять веточек.

- Обычно заготавливают березовые веники с Петрова дня до

Ильина дня (с 12 июля до 2 августа).

Ёма:

-Все так.

Малого в баню снесите, помойте его хорошенько. Ясно? Да приговаривайте, когда парить станете. Что приговаривать знаете?

- Ножки - бегунки-бегунки,

Ручки - махунки-махунки,

Язык - говорунок.

В бане реви, дома спи.

- Вылейся, водичка,

Да по рукавичку:

Под пень,

Под колоду,

К лягушкам, к болоту.

-Водичка, водичка,

Умой Ване личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ёма:

- Всё так.

А если ребёночек плохо спать будет, возьмите травку, положите в изголовье малому, он крепко заснёт. Какую траву взять знаете?

- Богородский сон, мяту, немного хмеля.

- Ёма:

- Всё так.

А раньше то ещё, если ребёночек не спал, капризничал, считали,

что его Бессонница-Полночница мучает. Тогда отец заплетал

лапоточек маленький, да до конца то не доплетал. Лапоток клал в

люльку младенцу, чтобы мать не видела. Да приговаривал:

«Занимайся, Бессонница-Полночница этим, а ребёночка не мучай».

Ну, что ж, вы всё знаете, оставайтесь хозяйничать, а мы в лес пошли.

Девочки остаются. Все заняты делом: подметают пол, «замешивают» тесто, «варят» кашу, «кормят» малыша (куклу).

Ёма с мальчиками выходят. Мальчики инсценируют песню «Ай жги,

жги.». Складывают поленницу.

Ёма:

- Закончили работу, собирайтесь, домой пойдем, невест выбирать.

Идут к избе, стучат, входят.

Мальчики:

- Здравствуйте, девушки.

Здравствуйте, добры молодцы.

Мальчики:

- Мы пришли невест выбирать.

- Девочки:

- Ёма, ты нас испытывала, испытай и женихов.

- Ёма:

- Ну, чтож, справедливо. Слушайте загадки:

- Сам худ, голова с пуд (молоток).

- Его бьют, а он не плачет, только ножку глубже прячет (гвоздь).

-Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба).

- Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама).

- В каждой избе кривая нога (кочерга).

- В темном лесу изба без крыши (поленница).

Ёма девочкам:

- Да вы не сомневайтесь. Мои сыновья на все руки мастера: и дров принести, и лапти сплести. А кто выбирается, тому задняя нога попадается.

Ну, а теперь всех вас хочу спросить, что вы знаете о семье, о воспитании детей.

Дети:

- Детей растить, не мёд пить.

- Дочка - игрушка, сын - работник.

- Воспитай ребёнка, пока он ещё поперек лавки помещается.

- В руках матери и вица не больно бьёт.

- Каковы родители, таковы и дети.

- Мать ругает - жить учит.

- Мать плохому не научит.

- Одинокий человек - это одинокое дерево.

- При отце да матери, как при ясном солнышке.

- Семьёй жить, не лапоть плести.

- Мать один раз обругает, два обласкает.

- С детьми тяжело, без детей скучно.

- У добрых родителей и дети добрые.

- Что детям отдашь, то от них и получишь.

- Язык родителей не забывают.

Ёма:

- Ну и молодцы, всё так.

А теперь, молодёжь, собирайтесь на вечёрку, выбирайте себе пару по нраву.

Хороводная игра «Бояре».

Ёма:

- Собирайтесь, невестушки, в баню пойдем. Я дрова то мелкие

брала, ровные все. Чтобы жизнь была ровная. Пока баня топилась, я

головёшки кочергою не вила, не стукала, чтоб мужья не дрались.

Примета есть такая. Ну, пошли, а вы, женихи, тут дожидайтесь.

Девочки идут, причитают:

- Ой, как у родимой мамоньки сердце заныло.

- Как родная дочерь во замуж пошла.

- Ой, да во замуж пошла да молодёхонька.

- Ой, да недоспелая с кусту ягодка.

- Ко чужому да свёкру - батюшку.

- Ко чужой свекрови - матушке.

- Ко чужим золовкам - сестрицам.

- Ко чужим деверьям - братушкам.

Под «свадебный плач» (аудиозапись) девочки исполняют танец с банными вениками.

Приходят в избу. Взрослые (воспитатель, музыкальный работник) поют - «Не шей ты мне маменька…». Одной из девочек «подружка невесты» расплетает косу, остальные девочки проходят хороводом мимо них. «Подружка невесты» раздаёт им ленты из косы (в память о девичьей беззаботной жизни). Поют: «Я по бережку похаживала».

Приходят женихи. Исполняется песня «Ой, конь у ворот». С окончанием песни «невесту» накрывают фатой, выводят под руки в центр зала. Мальчики и Ёма отходят в избу (на заднем плане гаснет свет).

Девочки выходят в центр, приседают под фатой (скатертью). Слышны завывания ветра, стихающий звон колокольчика. Все звуки стихают. Девочки вскакивают.

- Привидится же такое.

- Ну и натерпелась я страху.

- А, может, и не было ничего?

- Побежали скорей домой, я вся озябла.

- Ага, и я тоже. Вон дым из труб столбом - еще холоднее будет.

Убегают.

Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое»
Публикации по теме:

Дидактические куклы в национальных костюмахДидактические куклы в национальных костюмах В группе, где создается предметно-развивающая среда, одним из центров развития этой предметной среды, является центр краеведения или центр.

Русский народный танец «Кадриль» Каждый год в нашем детском саду педагогами и детьми проводится большое театрализованное представление. В этом году отмечается юбилей нашего.

Автор публикации:
Театрализованное представление в подготовительной логопедической группе «Привидится же такое»
Опубликовано: 11 апреля 2012 в 20:46
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...