Лучший педагог года

Театрализованные игры

Ирина Соколец
Театрализованные игры

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 365 городского округа Самара

Сообщение на педагогическом совете на тему:

«Театрализованные игры»

Подготовила воспитатель Соколец И. А.

Самара 2013г.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» - спрашивал своих современников В. Г. Белинский. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – это всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского слова «праздь», означающего «отдых, безделье». Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями. Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства люди видят отражение своей жизни.

Публикация «Театрализованные игры» размещена в разделах

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение в игре. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публике, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более свободно, раскованно, естественно.

Театрализованная игра раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Использование театрализованных игр в педагогической работе с детьми предполагает реализацию многих образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». Каким же образом? Рассмотрим подробнее.

Известно, что театрализованную деятельность и, в частности, игру можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, поэтому именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Это и есть реализация образовательной области «Социализация».

Постоянное проговаривание текста художественных произведений, использование нашего речевого аппарата на полную мощность есть не что иное как реализация образовательной области «Коммуникация». Следует обратить внимание, что развитие коммуникативных качеств в процессе театрализованных игр идет как вербально, т. е. путем проговаривания текста, так и невербально, ведь общаться можно и мимикой, и жестом.

Любая игровая деятельность ребенка, в том числе и театрализованная, не может обойти стороной такую образовательную область, как «Познание», ведь именно в игре ребенок добывает новые знания об окружающем мире, развивает свой познавательный интерес.

Используя тексты детских произведений для этюдов, творческих игр, драматизаций ребенок погружается в образовательную область «Чтение художественной литературы». Изготавливая вместе со взрослыми атрибуты и костюмы для театрализованных игр, дошкольники входят в образовательную область «Художественное творчество».

Наконец, любое театральное действо предполагает музыкальное сопровождение, поэтому очень желательно проведение театрализованных игр под музыку, что обогащает эмоциональное восприятие игры, повышает творческие способности детей. Таким образом, реализуется образовательная область «Музыка».

Театрализованные игры базируются на креативном принципе в обучении и воспитании детей, что предполагает максимальную ориентацию на творчество и повышение психологической комфортности ребенка в окружающем мире. Участие дошкольника в театрализованной игре должно обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена», «Давай попробуем еще раз» и т. п.).

В дошкольных программах рекомендуется использование театрализованных игр со второй младшей группы детского сада, хотя элементы их проводятся и с детьми ясельной группы, например, проговаривание потешек «Солнышко-ведрышко» или «Из-за леса, из-за гор…» предполагает интонационную выразительность речи и определенную ритмопластику телодвижений, что уже является театрализованным действом.

Во второй младшей группе детского сада (возраст детей – 3-4 года) воспитатель должен пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для ее проведения. Дети учатся имитировать характерные действия персонажей, передавать их эмоциональное состояние. Для проведения театрализованной игры можно использовать, например, известные детям стихи А. Л. Барто:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».

Дети имитируют движения бычка. Слова бычка сначала произносит воспитатель, затем, по желанию, ребенок.

В средней группе детского сада (возраст детей – 4-5 лет, дети учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам (сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада (возраст детей – 5-7 лет) в ходе театрализованных игр совершенствуется исполнительское мастерство, обогащается эмоциональная сфера ребенка, раскрывается дальнейший творческий потенциал. Кроме того, важное значение приобретает развитие самостоятельности в организации театрализованныых игр, умение создавать творческие группы, развитие эстетического вкуса в передаче образа. Дети могут самостоятельно выбирать художественный материал для театрализованной игры, самостоятельно подбирать атрибуты, договариваться о ролях и выразительных средствах. Педагог может с помощью наводящих вопросов подвести детей к выбору нужных выразительных средств. Например, дети подготовительной к школе группы драматизируют отрывок русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в котором Иванушка в третий раз просит Аленушку попить водицы из козьего копытца, пьет водицу несмотря на запрет Аленушки и превращается в козленочка. Как же достоверно передать трагизм ситуации? Воспитатель спрашивает детей:

- Представьте себе, что вы очень хотите пить, а вам не дают. Каким голосом вы будете просить об этом?

Ответы детей: тихим, плачущим, умоляющим, жалостливым.

- А как поведет себя Аленушка, когда увидит, что ее единственный любимый братец Иванушка не послушался ее и превратился в козленочка?

Ответы детей: будет плакать, закроет лицо руками, упадет на землю от горя.

- А теперь давайте попробуем все это передать как настоящие актеры. (Голос педагога при этом диалоге с детьми тихий, проникновенный.)

Дети очень стараются передать голосом, жестами и мимикой лица грустное настроение отрывка. И это у них неплохо получается. Можно проиграть эту сценку 2-3 раза с разными исполнителями ролей Аленушки и Иванушки, а затем предложить детям выбрать лучших «актеров» и обосновать свой выбор. При этом педагогу важно не забыть обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка и похвалить всех участников театрализованной игры, отметив достижения каждого.

Театрализованные игры – это не только игры-этюды, игры-драматизации, но и любые другие игры, требующие выразительности жеста, слова, мимики. Например:

1. Пальчиковые игры. «Дом и ворота.» (Средняя и старшая группы.)

На поляне дом стоит. (Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев.)

Ну, а к дому путь закрыт. (Большие пальцы обеих рук вверх, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.)

Мы ворота открываем, (Ладони поворачиваются параллельно друг к другу.)

В этот домик приглашаем. (Руки разводятся в стороны ладонями вверх. Русский поклон.)

Выразительность жеста, изображающего русский поклон, является элементом театрализованной игры, т. к. требует от ребенка определенного творческого и эмоционального подхода.

2. Хороводные игры. «Ходим кругом.» (Средняя группа.)

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Миша нам покажет,

Будем дружно повторять!

Дети должны точно повторить движения водящего.

Приложение (практические задания для педагогов)

1. Театрализованные игры на выразительность слова, жеста, мимики.

• Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка)

• Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая)

• Пройти, как добрый молодец с красной девицей идут под руку по деревне (в руках у молодца воображаемая гармонь или балалайка)

• Представить себе человека, который выиграл 1 миллион, показать это

• Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост

• Представить себя манекенщицей, показать ее походку

2. Драматизация английской народной песенки «Котята» в переводе С. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну, что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном

А вьюга до рассвета шумела за окном.

3. Решение кроссворда по теме «Театр».

• юмористический жанр театрального искусства

• страна, где зародился театр

театральное представление

• первое представление пьесы

• оформление сцены

• работник театра, помогающий артистам «погрузиться» в эпоху

• перечисление спектаклей данного театрального сезона

• постановщик спектаклей

• краткое содержание спектакля

комедия

греция

спектакль

премьера

декорация

костюмер

репертуар

режиссер

программа

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию социально-личностных качеств детей «Чудесное яблочко»Дидактическая игра по развитию социально-личностных качеств детей «Чудесное яблочко» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 городского округа Самара Дидактическая игра «Чудесное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 13:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД