Елена Аникина
Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей
Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей.
План.
1. Введение…2
2. Воспитательное значение театрализованных игр…. 3
3. Характеристика театрализованных игр…. 4
4. Условия для развития театрализованных игр…
5. Заключение…. 10
6. Список используемой литературы…11
1. Введение.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей» размещена в разделах
В театрализованных играх содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других лежит условное воспроизведение явления, события, действий, и взаимоотношение людей. Своеобразие театрализованных игр заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Объединенные общими переживаниями, они учатся, согласованным действиям, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
Руководства воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
2. Воспитательное значение театрализованных игр.
Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры. Они помогают развивать в ребенке : творческие способности, развивает художественный вкус, речь, память. Так же театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Чем раньше начать приобщать ребенка к театру, живописи, литературе тем больших результатов можно достигнуть в развитии ребенка. Л. С. Выготский писал: “Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности”.
Знакомство с театральной деятельностью начинается уже с 1-й младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старший дошкольники. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции, не препятствуем стремлению поиграть с “актерами” участвующими в спектакле. Так малыши включаются в театрализованные игры.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска детей в школу, последовательно знакомим детей с различными видами театров. Воспитатель учит детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потеши, используя игрушки, пальчиковый театр, настольный театр.
В средней группе отбираем небольшие произведения: потешки, стихи, сказки. Сюжет их должен быть динамичным, обязательно содержащие диалог. Малыши сами выбираю себе вид деятельности (кукольный театр или инсценировку) в соответствии со своим психологическим состоянием.
Требуется предварительная работа: чтение произведений, просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, прослушивание грамзаписей. Большие произведения следует готовить по частям. Работа происходит индивидуально или небольшими подгруппами. Занимаясь театрализованными играми учим детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, работаем над дикцией. После разучивания текста начинаем работать с детьми над движениями. Подбираем необходимые атрибуты.
В старшем возрасте дети начинают освобождаться от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, элементы костюмов, декорации. Дети привлекаются к обсуждению и изготовлению несложных частей костюмов и декораций.
3. Характеристика театрализованных игр.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчикокм-побегайчиком на пороге дома появляется белочка – пушистый хвостик, которые просились в теремок и просили никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так дети «переделали» общеизвестную сказку своеобразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то похож на тебя. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенности ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществит, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео, привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) на столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.
Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для использовании роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами ит. д.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируют в ходе воспитательно-образовательной работы.
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатление детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театрализованный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонажа (еще лучше с привлечением родителей, подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал ит. д.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно- ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
6. Условия для развития театральных игр.
Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:
-с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слов, эмоционально отвлекаться на него. Почаще обращаться к потешкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким которые побуждают ребенка к диалогу
- воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью зависит специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театр, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читаем им стихи и т. д. на игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомым им стихотворений. Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывании знакомых сказок. Применяются разные виды театра : настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элемента костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение в их ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, оркестр, о разных жанрах театрализованного искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.
-заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки- самоделки, создавать фонд костюмов. Обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семьи воспитанников дошкольного учреждения. Раз в год желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку : поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов из семей оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых.
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведения с понятной для детей моральной идеей, с динамичным событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольше степи таким требования отвечают сказки. Сказки легко обыграть, так как они построены на коротких диалогов персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают определенным взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Развитие театрализованных игр зависит от содержание и методики художественного воспитания детей в целом, а так же от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делятся не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.
7. Заключение.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности- жизни. Театральная игра решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, памяти, воли, эмоций) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Он аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы.
8. Список используемой литературы.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2016.
2. 3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2012
3. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2013.
4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М. : Знание, 2014 – 230 с.
5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2014