Театрализованные игры — путь к эмоциональному благополучию детей

Олеся Бокиевец
Театрализованные игры — путь к эмоциональному благополучию детей

В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей, формирование их эмоционального благополучия. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности, оно обеспечивает высокую самооценку, эмоциональный комфорт и ориентацию на успех каждого ребенка. Если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение эмоционального благополучия, и воспитатели, чей уровень культуры и профессионализма позволяет создать оптимальные условия для сохранения эмоционального здоровья и разностороннего творческого развития личности – особенности ребенка наиболее ярко проявятся, обнаруживая блестящую детскую одаренность!

Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.

Сохранение эмоционального здоровья детей, посредством раскрытия их творческого потенциала театрализованными играми - является целью моей работы.

Для реализации данной цели, я выделяю следующие задачи:

• Развитие ведущих психических процессов, творческого воображения, ассоциативного мышления, социализации и раскрепощения каждого ребенка;

• Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной игровой деятельности;

• Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Театрализованные игры помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления; настойчивости и целеустремленности, проявлению общего интеллекта и эмоций. Кроме того, они требуют от детей решительности, систематичности в работе и креативности, тем самым развивая интуицию, смекалку, изобретательность и способность к импровизации. И как следствие театрализованные игры способствуют реализации творческого потенциала и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство развития творческих способностей ребенка именно потому, что в них наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. А мы все знаем, в игре ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

В зависимости от степени включенности ребенка в театрализованные игры, их можно разделить на две группы: игры-драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием. Это творчество детей в инсценировке небольших сказок, потешек, литературных текстов.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность, управляет ими как "режиссер" управляет «артистами". Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. Это может быть:

Настольный театр игрушек или картинок где используются самые разнообразные игрушки и поделки. И поскольку их действия ограничены - состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего.

Театр на руке. Перчаточный, пальчиковый театр действия которого создаются руками ребенка и сопровождаются соответствующим озвучиванием.

Напольный театр или театр живых кукол. Для создание сюжета дети управляют напрямую куклами.

Стендовый театр. Что-то типа фланелеграфа, где персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Участие детей в театрализованных играх становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание средств образной выразительности, эмоционально-положительном отношении к театру и определенном опыте собственной театрально-игровой деятельности. Задача воспитателя - увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к театрализованной игре, будить его воображение, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества, эмоциональности проявили дети.

Комплексный подход к организации театрализованной игры обуславливает ее эффективность, здесь рекомендуется учитывать следующие принципы развития игры.

1. Содержательность и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

5. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствие возрасту и умениям детей.

6. Подготовленность и заинтересованность воспитателя.

Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, выступать как средство развития чувств, нравственных понятий, а также познания окружающего мира. Подходить к организации такой деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

Исходя из способностей, возможностей и проявлений можно обозначить классификацию игровых позиций детей.

1. Ребенок - “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет “сцену”, руководит игрой и ее развитием).

2. Ребенок - “актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.

3. Ребенок - “зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).

4. Ребенок - “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – «спрятаться» за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.

Дети обладают большими возможностями для восприятия и эмоциональной отзывчивости на театрализованную игру, которая является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, творческих открытий ребенка, и не только помогает раскрыть их творческий потенциал, но и является путем к эмоциональной успешности каждого маленького человечка!

Публикации по теме:

Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ к структуре ООП ДО Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Театрализованные игры — путь к эмоциональному благополучию детей
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 15:11
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Лэпбук «Учим цвета»
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых...
Как мы праздновали масленицу с подготовительной группой.
Что такое масленица. Масленица – это древний славянский праздник, сохранившийся до наших дней. Это праздник с играми, песнями, хороводами и обильным...
Мастер-класс «Кукла Масленица»
Авторская работа – СМИРНОВОЙ Натальи Михайловны, воспитателя высшей квалификационной категории, МБДОУ детский сад № 4, г. Кинешма. Есть такой очень...
«Лыжня России — 2017»
"Лыжня России - 2017" 12 февраля 2017 года в городе Каменск-Уральском прошло ежегодное городское спортивное мероприятие "Лыжня России". Дети, родители...
НОД «Опыты с водой — 3».
Опыты, которые мы проводим с ребятами, стараемся строить на основе уже имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений. В опытах...