МААМ-картинки

Театрализованные игры в коррекции заикания

Ирина Рыськова
Театрализованные игры в коррекции заикания

Театрализованные игры в коррекции заикания

Подготовила: Рыськова И. С.

Воспитатель МБДОУ № 18

Московская область г. Сергиев Посад.

Известно, что заикающийся ребёнок, изображая других людей или животных, т. е. входя в определённый образ, может говорить свободно.

Публикация «Театрализованные игры в коррекции заикания» размещена в разделах

В логопедической группе для исправления речи заикающихся используется эта способность к перевоплощению, она присуща всем людям, а детям в особенности. Возможность для перевоплощения представляется в различных играх-драматизациях, т. е. в инсценировках и сюжетно-ролевых играх, их я провожу в течение всего учебного года. В играх-драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе, затем эти инсценировки включаются в программу праздника и занятия.

Ставя маленькие спектакли, я, безусловно, не преследую цель обучать детей мастерству актёра. Важно создать на занятиях не напряжённую, а радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и, тем самым, побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Посмотрев на детей в группе, я обнаружила, что они увлечённо обыгрывают сценки из разных сказок, рассказов, и я решила организовать кружок по театрализованной деятельности. Разработала программу и один раз в неделю в вечернее время я вместе с детьми занимаюсь театрализованной деятельностью по следующему плану.

1. Подготовка к инсценировке.

2. Подбор оборудования.

3. Распределение ролей.

4. Работа над костюмами и масками для героев персонажей.

Прежде чем поставить спектакль нужно провести подготовительную работу. У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.

Игровые упражнения по развитию мимики.

1. Рассердились на драчуна (сдвигают брови).

2. Встретили знакомую девочку (улыбаются).

3. Съели кислый апельсин (дети морщатся).

4. Испугались забияку (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

5. Удивились (приподнимают брови, широко открывают глаза).

6. Обиделись (опускают уголки губ).

7. Умеем лукавить (моргают то левым глазом, то правым).

Игровые упражнения по обучению жестам.

Покажите высокого мальчика, низкого; там, вверх, вниз, вокруг, я, ты;

маленького комарика; медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики.

1. Расцвели, как цветы.

2. Завяли, как трава.

3. Полетим, как птицы.

4. Идёт медведь по лесу.

5. Крадётся волк за зайцем.

6. Плывут уточки.

7. Идут пингвины.

8. Жук перевернулся на спинку.

9. Скачут лошадки (рысью, галопом).

10. Мчатся олени.

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям, подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решать двигательную задачу, учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

На втором этапе я использую такие приёмы, как сопровождение моих действий и действий детей словами, доступными заикающимся детям, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем перехожу к театрализованным играм.

Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мною, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных, пальчиковых, би-ба-бо). Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты выбираются таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.

Например.

(Текст для зайца из пальчикового театра).

Зайчик скачет – скок, скок, скок

На зелёненький лужок.

Щиплет травку, кушает,

Осторожно слушает.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Ну-ка зайка, поскачи, поскачи.

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади.

Полежи и отдохни, отдохни.

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается;

Вымыл лапки, вымыл уши,

Вытирается посуше.

Вышел волк, а зайка-скок

Под зелёный под кусток.

После театрализованной игры целесообразно задавать вопросы.

1. Как выглядит зайчик? (Маленький, крошечный, пушистый, серый).

2. Что он умеет делать? (Прыгать, скакать, щипать травку, умываться).

3. Кого он боится? (Волка, лису).

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру куклу би-ба-бо (Петрушку, Незнайку, Буратино, которая помогает перенести диалог со сцены в зрительную аудиторию.

На третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому этапу работы соответствует настольная театрализованная игра «Петушок и кот».

Встретил петушок кота

И спросил его тогда:

Почему ты, чёрный кот,

Лазил ночью в дымоход?

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел?

Почему ты серым стал?

Меня пёс в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

Вопросы формируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Данный текст можно связывать с такой задачей, как составление рядов слов, аналогичных следующим: котик – кот - котище; пёсик – пёс - пёсище.

На следующем этапе можно перейти к более сложному виду театрализованных игр с куклами – марионетками. Это даёт детям возможность ходить с куклой по сцене, группе или залу, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в более сложных, чем ранее, диалогах.

Для этого могут подойти диалогов из рассказов:

«Волк и Лиса» (А. Тараскин, «Хочу быть слонёнком» (А. Циферов, «Медведь и солнце» (Н. Сладков). Для решения психокоррекционных задач желательно на роли волка, лисицы, медведя выбирать неуверенных в себе, робких детей.

На четвёртом этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, и на пятом, когда закрепляются навыки связной речи, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям. Эти представления проходят в музыкальном зале.

В их подготовке принимает участие и музыкальный руководитель. Показываем мы наши спектакли и на утренниках. Для инсценировок я вместе с детьми подбираю и изготавливаю определённое оборудование. С моей помощью дети сами делают различные детали костюмов для исполнения ролей (например, шапочки с ушками, усики, хвостики, фартуки, косынки из тканей или бумаги, рисуют, раскрашивают, вырезают из плотной бумаги или картона нехитрые декорации (ёлки, берёзы, грибы, цветы и др.).

Все эти поделки не просто ручной труд, во время работы я прошу каждого ребёнка рассказать о том, как он изготавливает то или иное оборудование. Это также один из видов речевой работы. Забавные костюмы и декорации помогают детям лучше ощутить себя определённым персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ.

Очень важно предоставить возможность ребёнку выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы, таким образом, дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок (робкого зайца или находчивую Машу, важно, что он создаёт образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в роль, справляясь с волнением.

По ходу инсценировки у детей формируется не только правильная речь, но и постоянно организуется общение детей. Во время репетиции я напоминаю детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят, держались свободно, ровно, не опускали голову, помнили о том, что они артисты, поэтому говорить должны чётко и красиво. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей после спектакля убедительно свидетельствует о том, как дети любят театр.

В созданной в нашем дошкольном учреждении зоне театрализованной деятельности есть всё необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству (куклы, декорации, реквизит).

В заключении хотелось бы сказать, что, широко используя театрализованные игры, я не отвергаю другие методы логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание на следующем.

1. Театрализованная игра должна стать частью занятий или режимного

момента.

2. Проводить такие игры надо систематически.

3. Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.

4. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.

5. Подбирать игры для театрализации на первых трёх этапах работы надо по схеме «воспитатель - дети», «ребёнок - дети» (воспитатель выступает в роли посредника, ненавязчивого режиссёра).

6. В театрализованных играх следует разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи в процессе общения и речевых навыков.

7. Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления «речебоязни».

Публикации по теме:

Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре Тема: «Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре» При коррекции заикания недостаточно только логопедических.

Занятие по коррекции заикания «Пересказ текста «Моя семья» (этап: сопряженно — отраженная речь) Цель: выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма речи; • Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры в коррекции заикания
Опубликовано: 23 мая 2015 в 17:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД