Театральная деятельность дошкольников (из опыта работы)

Светлана Кириллова
Театральная деятельность дошкольников (из опыта работы)

«Искусство драгоценно лишь постольку,

поскольку она игра.

Художники – ведь только дети,

которые не разучились играть.

Гении – это те, которые сумели не вырасти.

Всё, что не игра, - то не искусство».

М. Волошин

Искусство тем и прекрасно, что оно принадлежит миллионам. Оно предназначено для совершенствования человека. Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного – в наших силах. В XX веке возросла роль кино, телевидения, видео. Они стали главными кумирами детей. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями.

Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир. Не случайно театрализованная деятельность одна из ведущих деятельностей дошкольника, которая строится на основе игры.

Несколько лет назад, когда я работала на младшей группе, столкнулась с тем, что у детей плохо развита речь и чтобы не было предпринято, чтобы обогатить словарь, наполнить детскую речь различными выразительными средствами, результат оставался неутешительным. Сначала нам просто хотелось выяснить основные проблемы и попробовать их решить. Здесь и пришла мысль углубленно работать над театральной деятельностью. Ведь театральная деятельность включает в себя много задач, связанных с развитием речи: это и мимика, и жесты, и движения, и умение действовать с партнером, слушать не перебивая, и развитие мелкой моторики, развитие творчества, фантазии, а самое главное формирование личности.

В начале года в средней группе мы провели диагностику. В результате было выявлено, что у большинства детей отсутствует выразительность речи, беден словарный запас. Были и такие дети, которые неохотно шли на контакт со взрослыми и сверстниками.

Работа началась с того, что детям читали стихи, а порой просто предлагали при помощи жестов, мимики передать характер, настроение героев. Дети охотно выполняли роль зайчиков, медведя, лисы. Заметила, что детям нравится этот вид деятельности. Стала предлагать детям отдельные этюды, при этом добивалась выразительности.

Детям много читали, постоянно обсуждали героев произведений, их характер, повадки, с какой интонацией тот или иной герой произносит свою речь. К концу года, застенчивые дети – раскрепостились, стали активнее общаться со взрослыми, сверстниками. Речь обогатилась, стала более выразительной. Теперь перед нами стала задача не упустить то стремление детей, желание участвовать в театральной деятельности.

В старшей группе я продолжила работу над этой темой. В начале года вместе с детьми готовили спектакли, используя настольный театр: «Маша и медведь», «Колобок», а уже к середине года обратились к драматизации. Это замечательный вид театральной деятельности. С каким интересом дети готовились к спектаклю по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха», сколько было радости, когда спектакль по просьбе родителей дети играли «на бис».

Работая над ролью, постоянно поощряли детей за любое проявление творчества, инициативы. У детей еще больше возрастал интерес к игре на сцене. Теперь дети, которые были пассивны, с неохотой участвовали в спектаклях, стали активы, раскрепостились и наравне со всеми участвовали во всем. Также улучшалась речь детей, она стала более красочной.

В подготовительной группе уже вошло в систему проводить «театральную пятницу». Работа строилась по следующему плану: вначале предлагала детям или дети высказали свое пожелание по тому, или по иному произведению. Читали это произведение, обсуждали характеры героев, их поступки, определяли какие костюмы подойдут тому, или иному персонажу. Затем начиналась работа над ролью.

Особенно интересно проходили Новогодние праздники. В этом году мы решили отойти от распределения ролей и составления сценария. Мы предложили детям подумать и сказать, кем бы они хотели стать. Когда дети определились, мы предложили придумать новогоднюю сказку, в которую вошли все персонажи. Каково же было удивление, когда каждый из ребят оказался великолепным рассказчиком.

Конечно, наша работа не принесла бы нам желаемых результатов, если не помощь родителей. Сначала они относились к нашим планам несерьезно. Но после проведенных бесед, консультаций, родители пошли нам навстречу, а в первую очередь помогли своему ребенку, стали ближе к нему.

В младших группах родители помогали в изготовлении декораций, костюмов, и сами принимали участие в театрализованных представлениях, спектаклях. Так осенью силами родителей был организован праздник «В гостях у осени», где сами родители исполняли различные роли, это и осенние месяцы, королева Осень, старик Хотабыч, Лиса, Волк. Сколько было радости у детей, как сверкали их глаза, когда они узнавали в Лисе свою маму, а в старике Хотабыче – папу. Еще долго не смолкали детские разговоры после таких праздников.

Много мы работали с детьми над изготовлением кукол к различным спектаклям, развивая тем самым мелкую моторику рук, детское творчество и фантазию. Дети с удовольствием делали такие куклы. Так, например, Шура сделала девочку Аленушку – скучную, а Юля – веселую, задорную.

Куклы, сделанные своими руками или с помощью родителей дети любят больше, они им дороже, так как в нее вложено их настроение, любовь.

Наша работа продолжается, я надеюсь, что все что нам удалось сделать, развивать в детях интерес к театру, любовь к искусству – все это оставит свой отпечаток в дальнейшей жизни ребенка.

Публикации по теме:

Наши игры в саду и на улицеНаши игры в саду и на улице том, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте игра, я думаю педагогам говорить не приходится. конечно же мы стараемся играть с ребятами.

Портфолио воспитателя Белых Надежды Васильевны.Портфолио воспитателя Белых Надежды Васильевны. Портфолио воспитателя Белых Надежды Васильевны. "Моя работа, что о ней сказать? Обыкновенная, я -воспитатель! Но удалось мне сызмальства.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Театральная деятельность дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 19 октября 2013 в 15:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...