Лучший педагог года

Техническое конструирование

Наталья Байко
Техническое конструирование

«Техническое конструирование, как средство развития творческих способностей ребенка».

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Этот вид деятельности является довольно сложным для детей. В ней мы находим связь с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых. Для нее характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются и в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Публикация «Техническое конструирование» размещена в разделах

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и др.) посвященных детскому конструированию отводится большая роль. По мнению этих исследователей, конструирование из строительного материала активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.

Актуальность

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально - экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе заметное место может занять конструирование.

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника. Но самое главное заключается в том, что конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста.

Концепция:

Основная концепция состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе совместной и самостоятельной деятельности (конструктивной, исследовательской, игровой.). Педагог должен организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы он сам смог додуматься до решения проблемы и сам объяснил, как надо действовать в новых условиях.

Умение увидеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будут помогать ребенку, как в организованной, так и в свободной деятельности.

Основная задача моей педагогической деятельности сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить в себе способность к самоизменению.

Цель работы: создание условий развития личности ребенка: открывающих возможность для его позитивной социализации, всестороннего развития, развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через вид деятельности, соответствующий дошкольному возрасту – конструирование из строительного материала.

Задачи:

1. Содействовать использованию конструктивной деятельности для развития познавательной сферы дошкольника (сенсорного развития, мышления, воображения, речи, математических представлений);

2. Создавать предпосылки для приобретения способности производить зрительный анализ модели и предмета, включая в процесс восприятия процессы мышления;

3. Способствовать развитию коллективных взаимоотношений между детьми посредством воплощения общего замысла (строительство улицы, площади, проспекта, набережной, сказочной деревни);

4. Содействовать развитию воли, трудолюбия, умения доводить начатое дело до результата;

5. Использовать конструктивную деятельность как диагностическое средство изучения конкретного ребенка.

Практическая значимость опыта помогает определить пути решения всестороннего развития личности дошкольника связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов, личностных качеств через конструктивную деятельность из строительного материала при применении личностно - ориентированного подхода к ребенку. Опыт работы может быть использован воспитателями и родителями в практической деятельности.

Выбор данного направления не случаен тенденции современного образования, а именно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основу которого входит принцип развивающего обучения дошкольников; а также Стратегии развития образования, которая направляет педагогов на практико-ориентированный подход к детям. Определили мой выбор - техническое конструирование. Это дает возможность ребенку творчески развиваться в образовательной среде с различными конструкторами. Парамонова Л. А. дает определение техническому конструированию - это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении.

Длительность работы над опытом охватывает период с 2015 по 2018 учебный год. Был разработан план работы на 3 года

2015-2016 уч. год

сентябрь

Планирование работы, подбор методической литературы. Изучение литературы

октябрь

Пополнение центра конструирования

ноябрь

Подборка дидактических игр по

конструированию

Приложение

№ 1

декабрь

Проведение НОД по конструированию «жилой дом»

Приложение

№2

февраль

Изготовление папки- передвижки

«конструирование из строительного материала»

Приложение

№3

март

Участие в конкурсе по Лего-конструированию

Приложение

№4

Май

Диагностика детей

Приложение

№5

2016-2017 уч. год

сентябрь

Изготовление схем по конструированию

ноябрь

Семинар для воспитателей – «конструирование- инструмент развития личности ребёнка Приложение

№6

декабрь

Консультация- презентация «новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений» Приложение

№7

февраль

Проведения НОД «путешествие по Лего стране» Приложение

№2

март

Изготовление конструкторов : трубчатый, кольцевой, мягкий, крышечный, пробчатый

апрель

Консультация для педагогов «волшебный мир конструирования» Приложение

№7

май

Организация выставки работ из конструктора Приложение

№8

2017-2018 уч. год

сентябрь

Составить план по самообразованию «развитие конструктивной деятельности и технического творчества у дошкольников»

Приложение

№9

октябрь

Открытие клуба с родителями «юный конструктор»

Приложение

№10

ноябрь

Проведение НОД

«профессия строитель»

Приложение

№2

Декабрь

Разработка диагностических карт

Приложение

№11

февраль

Участие в конкурсе «воспитатель года»

Приложение

№12

Апрель

Открытие творческой лаборатории

«ЛЕГО-ВЕДО»

Приложение

№13

май

Диагностика детей

Продолжить работу в творческой лаборатории

Приложение

№5

В своей практике я использую разные виды конструкторов. Начала работать с применения обычных, деревянный, железный, Лего, плоскостной, позже ввела в свою деятельность конструкторы, сделанные своими руками это - трубчатый – из коктейльных трубочек, крепежами служат крестики, или вставляют трубочку в трубочку. мягкий губчатый –губки разных размеров разрезаются на геометрические фигуры, соединительным элементом может служить двухсторонний скотч. Крышечный –в середине и с краю просверливаются дырки, для соединений служат крестики, деревянные палочки. Пробчатый – принцип тот же просверливаются дырки в центре и сбоку, соединение крестики, деревянные палочки, резинки. – Кольцевой- разные виды колец из под скотча, ниток, и т. д –может использоваться как дополнение к любому конструктору, соединением могут быть разные, деревянные палочки, скотч, крестики. Это позволяет детям усвоить особенности работы с объемными и плоскостными, разными по фактуре и форме конструкторами, которые способствуют развитию творческих способностей ребенка в техническом конструировании.

Было разработано перспективное планирование (Приложение №) работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп, то есть рассчитанное на два года обучения. Перспективное планирование разработано таким образом: занятия как в старшей, так и в подготовительной к школе группах постепенно усложняются.

Данный опыт работы широко применяется в учебно-воспитательном процессе нашего МКДОУ

С целью повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах конструирования были проведены консультации – (приложение, сименар – (приложение)

В документах определяющих направление образования говорится, что выпускник детского сада должен быть всесторонне и творчески развит, и обладать многими компетенциями. и только совместными усилиями мы достигнем высоких результатов. С этой целью я открыла клуб «Юный конструктор» в котором мы встречаемся вместе с родителями 1 раз в месяц. На этом этапе провелись беседы, консультации с родителями – (приложение)

Для обследования я применяю карты обследования в соответствии с основной образовательной программой, но я их немного доработала, используя рекомендации Комаровой Т. С.

Их у меня по 2 карты на каждую возрастную группу. 1 по техническим навыкам и 1 по видам конструирования. – (приложение)

И бальная система оценивания (ее я разработала тоже сама)(приложение)

сравнительный результат за 2 года он повысился на 17 % - (приложение)

Появилась положительная динамика у детей это проявление творчества в работе, умение создавать замысел, работать по схеме, выделять структурные признаки модели.

В 2015г мы заняли 1 место в районном конкурсе… -(приложение № 4)

В перспективе ввести в образовательную деятельность с детьми, роботизированный конструктор Лего ведо, мягкий конструктор Галины Урадовских, квадрат Воскобовича. - (приложение)

Результативность внедрения данного опыта:

Внедрение в практику новых подходов к организации образовательной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Воспитанники умеют работать с предложенными инструкциями;

По результатам обследования педагога-психолога ДОУ, наблюдается сплочение детского коллектива, у детей сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

Удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ;

Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс.

Рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

в организованной таким образом конструктивной деятельности у детей всегда будут рождаться новые творческие идеи, фантазии и игры, которые будут способствовать развитию творческой личности ребенка.

Публикации по теме:

Техническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возрастаТехническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возраста Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего.

Детское конструирование.Детское конструирование. Конструирование, как вид детской деятельности, относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного.

Тико-конструированиеТико-конструирование Цель:развитие конструктивного,логического мышления,пространственого воображения,конструктивных умений. В этом учебном году РППС нашей.

Фотоотчёт «Конструирование»Фотоотчёт «Конструирование» Фотоотчёт «Конструирование» Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе.

Конструирование «Человечки из втулок»Конструирование «Человечки из втулок» Сейчас в интернете можно встретить много различных поделок из втулок от туалетной бумаги. Я уже в своём блоге демонстрировала такие поделки.

Конструирование из бумаги «Оригами»Конструирование из бумаги «Оригами» Воспитатель Ковтун Е. И Чтобы заинтересовать ребенка можно соединить оригами со сказкой. Прочитать сказку можно до занятия и потом предложить.

Конструирование из картона «Ежик»Конструирование из картона «Ежик» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему внимание поделку из картона и цветной бумаги,в изготовлении нет больших сложностей и ее могут выполнить.

Конструирование «Подарок папе»Конструирование «Подарок папе» Сейчас уже середина февраля. До «Дня защитника Отечества» осталась одна неделя. Папочка, родной мой, Я так тебя люблю! Тебе я самый.

Конструирование в средней группеКонструирование в средней группе Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие». Основные задачи педагогической работы по конструированию с детьми в средней.

План-конспект занятия «Мой первый самолет» с младшими школьниками в объединении «Начальное техническое моделирование» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОАЗОВАНМИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» План-конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техническое конструирование
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 18:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД