Папки-передвижки

Технологии развития речевого дыхания и голоса

Ольга Кириленко
Технологии развития речевого дыхания и голоса

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

Публикация «Технологии развития речевого дыхания и голоса» размещена в разделах

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряжённый выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, лёгким, медленным, спокойным, равномерным. В течении короткого времени добиться такого дыхания нельзя. Поэтому не следует стремиться к немедленным результатам и стараться применить для этого какие-то волевые усилия, управлять дыханием. Такие попытки могут привести к дискомфорту, одышке. Естественное дыхание должно происходить на естественной основе, при этом можно допускать лишь незначительные усилия, чтобы достичь пяти выше сказанных характеристик естественного дыхания, добиваясь его лёгкости на границе забытья и реальности.

Дыхание, как известно, заключается в вентилировании лёгких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

1. Для того чтобы научить ребёнка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот.

2. Дети дошкольного возраста имеют задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Поэтому важно научить ребёнка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох – с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.

3. Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в лёгких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи, и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в лёгких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах – медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп даётся для повышения активности детей.

При медленном темпе выдох делается со звуками: тсс, шш, пФ или сопровождается словом вниз. При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: вперёд, вправо и т. д. В имитационных упражнениях образ иногда подсказывает определённый темп движения – например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, продолжительным выдохом.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребёнка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:

1. Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт. Это способствует нормализации движений диафрагмы.

Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы.

После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях – лёжа, сидя, стоя.

Ребёнок одну руку кладёт на свою диафрагму, другую на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:

- без речевого сопровождения;

- с речевым сопровождением.

Работа без речевого сопровождения проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных пособий («загоним мяч в ворота», игры с «султанчиком», ватными шариками, снежинками, листиками, и т. д.) которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;

- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (первый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);

- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

- при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

- при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

- дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;

-дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарики т. д. ; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа с речевым сопровождением проводится при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе:

- пение гласных на выдохе – «ниточка»;

- произнесение сочетаний 2, 3, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);

- произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук);

- произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша);

- произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на1-й слог, затем меняется ударение;

-постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» - «птицы летят» - «птицы летят в небе» - «птицы летят в небе на юг» и т. д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом:

5лет - 4-5 слов, не больше;

6лет – 5-6 слов, не больше;

7лет – 6-7 слов, не больше.

Можно рекомендовать следующий комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.

1-е упражнение. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

2-е упражнение. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

3-е упражнение. Ребёнок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счёт до пяти.

4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

5-е упражнение. Ребёнок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

6-е упражнение. На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упр. «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).

7-е упражнение. На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упр. «Вой ветра» : в-в-в-В-В-в).

8-е упражнение. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести звук (а-а-а) 5-6раз.

9-е упражнение «Свеча». Ребёнок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струёй.

10-е упражнение «Погаси свечу». Ребёнок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

11-е упражнение. Исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

12-е упражнение «Комар». Исходное положение – руки вперёд, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара», выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»).

13-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков ф: ф! ф! ф! ф! Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

14-е упражнение. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

15-е упражнение. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести ба-бо-бу и г-м-м-м.

16-е упражнение. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

17-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф! в-ф! Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц при произнесении звуков.

18-е упражнение. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.

19-е упражнение. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Осьминожек»Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Осьминожек» Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам дидактическое пособие "Осьминожек" сделанное своими руками, для развития речевого дыхания. Пособие.

Игра для развития речевого дыхания «Быстрый кораблик»Игра для развития речевого дыхания «Быстрый кораблик» Многие знают, что хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Упражнения по развитию дыхания.

Игра для развития речевого дыханияИгра для развития речевого дыхания Хочу предложить вашему вниманию, дидактическую игру на развитие речевого дыхания. Не секрет, что наши дети стали хуже говорить. Правильное.

Конспект игрового занятия для развития речевого дыхания «Зайчик» Игра-занятие «Зайчик» Ознакомление детей с признаками зимы. «Снежинки» - упражнение для развития речевого дыхания. Цель: расширять знания.

Игры для развития речевого дыхания (младший дошкольный возраст)Игры для развития речевого дыхания (младший дошкольный возраст) Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Игры на развития речевого дыханияИгры на развития речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха.

Игры по развитию речевого дыхания и моделирования голоса Игры помогающие модулировать силу, тембр и темп голоса. Упражнение№1 «Громко – тихо» Малыши разговаривают, шепотом, потому что кукла Катя.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Методические пособия для развития речевого дыханияМетодические пособия для развития речевого дыхания Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Дыхание бывает двух видов: • физиологическое – это наше обычное дыхание,.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии развития речевого дыхания и голоса
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 15:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД