Папки-передвижки

Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА
Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает новое, современное качество дошкольного образования. В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является инновационной технологией в сфере их личностного воспитания. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. На сегодняшний день о музее можно говорить, как об образовательной системе, способной решать как образовательную, так и развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получают яркие впечатления, которые останутся с ними на всю жизнь. Знания, полученные, в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти.

Публикация «Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики» размещена в разделах

Для успешной реализации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду организован мини-музей «Мой Владимир».

Работа в нашем музее проводится методом проектов, таких как: «История моего города»,

Вначале происходит введение детей в тему проекта. Затем вместе с детьми выясняем, что мы знаем о том или ином объекте, предмете, событии. Далее обсуждаем, что хотели бы узнать. Затем решаем, как мы можем узнать об этом, с помощью чего. Таким образом дети самостоятельно ставят цель, а затем, с помощью родителей добывают знания о том, что их интересует. Исходя из вышесказанного можно увидеть, что в проектной деятельности задействованны все участники воспитательно-образовательного процесса (воспитатели - дети – родители).

Создание Мини-музея позволяет мне перенести детей в мир, где каждый экспонат, объект, отдельная тематика рассматривается с помощью метода системного анализа. Этот метод «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения» (далее - ТРИЗ- РТВ) хорошо описан А. М. Страунингом в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». В качестве примера можно привести проект «Здания нашего города»

1. Здание (дом, театр) – рассматривается как система.

2. Надсистема. Дом – часть улицы. Можно рассмотреть, какие дома расположены на улице.

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит дом.

4. Система в прошлом. В этом разделе можно рассматривать в 2 позициях: материал, из которого построен дом может быть представлена в прозрачных емкостях: стекло, дерево, кирпич, бетон, и др.

История возникновения. Какие дома были раньше в нашем городе?

5. Система в будущем. Что может быть с домом в будущем? Какие в будующем будут строить дома?

6. В свою очередь, надсистема может иметь свое прошлое, в данном случае, дом можно рассматривать как строительный материал. Это предполагает исследовательскую работу и практические опыты с различными видами материалов изучение их свойств, развитие тактильных ощущений ребенка и т. д.

7. Будущее надсистемы позволяет увидеть,как будет выглядеть дом, построенный из необычных материалов. Удобно ли будет в нем жить?

8. Наконец, подсистема также рассматривается в прошлом. В случае с домом можно сделать исторический экскурс на тему о том, какие строения заменяли современный.

Конечно, любая работа проводится с учетом возрастных особенностей детей группы.

9. Подсистема в будущем. Тут представляется большой простор для фантазии и творчества детей и взрослых. Можно нарисовать рисунки или выполнить аппликацию, а так же построить из строителя «дом своей мечты» и рассказать о нем.

Последние три позиции системы в будущем предполагают выставку детских, совместных с родителями, педагогами творческих работ, поделок, которые обязательно должны быть в каждом мини-музее.

Метод фокальных объектов, используемый в ТРИЗ РТВ, помогает дошкольникам овладеть мыслительными операциями, рассуждать, нестандартно, развивать креативное мышление. Например, на примере того же дома.

Таким образом, создание мини-музея позволяет рассматривать предмет с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей есть видоизмененная объемная таблица системного оператора. (А. М. Страунинг. Методы активизации мышления дошкольников.)

В заключении хочется привести стихотворение М. С. Гафитулина, который является одним из авторов адаптивной теории решения изобретательских задач (АРИЗ, суть которой заключается в переводе ТРИЗ - знаний «взрослого» уровня на «детский» так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то для чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое Чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах посмотри. (сс. М. С. Гафитулин. Из Золушки в принцессы.)

Литература:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в ознакомлении дошкольников с искусством в соответствии с ФГОС С переходом на ФГОС ДО большой интерес представляет технология музейной педагогики в условиях детского сада. Музейная педагогика представляет.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Конспект ННОД с использованием элементов музейной педагогики в подготовительной группе «Знакомство с гончарным делом» Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности – Захарова Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад.

Консультация для родителей «О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников» Консультация для родителей «О ДИАЛОГЕ МУЗЕЙНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Всем родителям хочется, чтобы.

Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики Климовская Татьяна Ивановна, воспитатель, МДОУ «ДС ОВ №27, п. Разумное, Белгородского района Малые фольклорные жанры- средства народной.

Средства массовой информации как технологии создания гендера на материале современных мультфильмов По причине развития информационных технологий родители рано приобщают детей к мультфильмам. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору.

Средства народной педагогики в воспитании гармоничных этнокульткрных взаимоотношений дошкольников. Аннотация статьи. В статье поднимается проблема межэтнических взаимоотношений в поликультурном обществе Крыма. Учитывая, что в продолжении.

Технологии полоролевого воспитания средства, методы и формы 1. Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений • Специально организованные виды деятельности Этические индивидуальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 20:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД