Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада

Галина Осокина
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Что же характерно для адаптации детей раннего возраста? Этот вопрос освещался в исследованиях Н. М. Аксариной, Р. В. Ямпольской, Л. Г. Голубевой, Н. Г. Ватутиной и др. Проблема стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания. В периоде адаптации происходит переделка раннее сформированных стереотипов, помимо иммунной, физиологической ломки происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс. Причины этого часто лежат в неправильном поведении взрослых. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Бесспорно, родители лучше всех знают и любят своего ребенка, но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных, там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни.

В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение по всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

С детьми раннего возраста я работаю уже тридцать с лишним лет. Выстроила свою работу по нескольким направлениям:

1. Консультирование родителей по организации подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в интерактивных формах работы.

При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения со взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.

Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.

Использование интерактивных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

2. Консультирование родителей в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.

Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.

3. Создание предметно-развивающей среды.

Основные характеристики предметно-развивающей среды: доступность, эмоциогенность, оптимальная насыщенность. Предметно-развивающая среда должна быть красочной, привлекающей внимание ребенка и в то же время важно сохранить баланс в количестве игрушек и игровых пособий, поскольку излишек, как и недостаток оборудования, не полезен для ребенка. Важно оформить группу так, чтобы она в некоторой мере напоминала ребенку дом: красивые занавески на окнах, удобное размещение мебели, оригинальные украшения стен, проемов, выполненные с учетом интересов детей. При создании предметно-развивающей среды обязательным условием является использование игр с песком и водой. Песочница используется как посредник для установления контактов с ребенком, как психопрофилактическое средство.

4. Осуществление индивидуального подхода к ребенку.

Первичную информацию об индивидуальных особенностях ребенка получаем с помощью анкетирования. Желательно провести анкетирование до начала посещения ребенком детского сада. Предлагаются родителям две анкеты: «Готовность к поступлению в дошкольное учреждение», где рассматриваются вопросы привычек ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, аппетит, режим сна и бодрствования, наличия психоэмоционального напряжения преимущественно в домашних условиях, и «Социальный паспорт семьи», содержащая вопросы о составе и виде семьи. Таким образом, охватывается широкий круг вопросов, касающихся как индивидуальных особенностей ребенка, так и особенностей воспитания.

При организации посещений ДОУ используется гибкий режим приема. Первое посещение проводится во время второй прогулки в присутствии мамы. Первое совместное посещение детского сада важно не только для ребенка, но и для мамы. Видя профессиональную работу педагога, его внимание и заботу по отношению к другим детям, мама оставляет и своего ребенка через несколько дней на 3-4 часа.

Наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого оказался тактильный контакт. По мере успокоения на руках у взрослого и исчезновения страха перед новым помещением ребенок постепенно начинал проявлять интерес к игрушкам. Невозможно переоценить значение игры в этот период. Основная задача игр, проводимых с детьми в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.

5. Контроль за психическим состояние ребенка – заполнение карт адаптации. Регулярное ведение карт адаптации позволяет четко определить динамику привыкания ребенка к дошкольному учреждению и, соответственно, оптимизировать прохождение ребенком адаптации.

Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели – сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
Опубликовано: 11 октября 2013 в 16:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до»
… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец....
Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт»
Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25. 12 – 29. 12. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:...
Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья»
Данная игра предназначена для отработки существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом «В»: ( «Кто живет в домике? », для отработки...
Сценарий праздничного концерта, посвящённого Дню матери
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО КОНЦЕРТА К ДНЮ МАТЕРИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. ВЕД, Сегодня самый славный день в году, С самого утра у всех он на слуху. Свой...
Фотоотчет «У мамы руки золотые!»
В России стало доброй традицией отмечать День Матери. В детских садах проводят утренники, развлечения, досуги, тематические выставки. В нашем детском...