Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе. Сценарий постановки «Курочка Ряба»

Юлия Васильевна Кармакова
Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе. Сценарий постановки «Курочка Ряба»

Сценарий постановки «Курочка- ряба»*

Ход постановки Действие героев

(ремарка) Диалог

реплики

синопсис деревенская изба, в избе стоит деревянный стол, за столом сидят дед и баба, рядом с ними на столе – курочка,

курочка снесла яичко, дед и баба разбить яйцо не могут

пробегает мышь и разбивает яйцо

завязка курочка сходит с гнезда, дед и баба заглядывают в гнездо и видят там яйцо Дед: (радостно)

- Смотри Баба, курочка снесла нам яичко!

Баба: (улыбаясь)

- Не простое яичко, а золотое!

кульминация дед и баба пытаются разбить яйцо Дед (зло):

- Я бил, бил, не разбил.

Баба (жалостливо):

-Я била, била, не разбила.

развязка по столу пробегает мышка Дед (удивленно):

- Мышка бежала!

Баба (удивленно):

- Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!

Курочка (успокаивающе):

- Не плачь, дед. Не плачь баба. Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое.

Далее пишутся ремарки и реплики героев.

Ремарка – описание действия героя. Сценарная ремарка отвечает на вопросы: где?; когда?; кто?; Театральная ремарка очень краткая, дает лишь необходимый минимум информации, оставляя режиссёру и актёрам простор для импровизации.

Сценарий пишется следующим образом: расписываются участвующие в сцене персонажи, интерьер, место и время действия. Имена персонажей даются отдельной строкой. Реплики (слова) героев пишутся ниже.

Алгоритм написания сценария

Для того чтобы написать сценарий, надо:

1. Определить и написать в сценарии основные действия (синопсис).

2. Определить ключевые моменты действия (завязка, кульминация, развязка).

3. Определить время и место действия завязки.

4. Определить кто, когда и что совершает в первом действии (завязке).

5. Написать имена действующих лиц.

6. Написать ремарку для каждого действующего лица.

7. Написать реплику каждого действующего лица.

8. Определить время и место действия кульминации.

9. Определить кто, когда и что совершает во втором действии (кульминации).

10. Написать имена действующих лиц.

11. Написать ремарку для каждого действующего лица.

12. Написать реплику каждого действующего лица.

13. Определить время и место действия развязки.

14. Определить кто, когда и что совершает в третьем действии (развязке).

15. Написать имена действующих лиц.

16. Написать ремарку для каждого действующего лица.

17. Написать реплику каждого действующего лица.

Например:

Отрывок из сценария «Морозко»

Синопсис: Действие происходит около деревенского дома. Мимо дома проходит народ. Старуха и Марфуша сидят на лавке и грызут семечки.

Действующие лица:1. Автор, 2. Старик, 3. Старуха, 4. Настенька, 5. Марфуша, 6. Собачка, 7. Снежинки, 8. Народ, 9. Морозко.

Действие 1. Завязка

Действующее лицо: Автор

Ремарка: (сидя на краю сцены)

Реплика героя:

— Жили-были старик да старуха. У старика была своя дочка, у старухи своя. Свою дочку старуха нежила, голубила, а старикову дочку невзлюбила, всю работу на неё взвалила, за всё её ругала-бранила.

Девушка, ни от какой работы не отказывается, что велят сделать — всё сделает, лучше и не надо. Люди на неё смотрят — нахвалиться не могут. А о старухиной дочке только и говорят:

Действующее лицо: Народ

Ремарка: с возмущением

Реплика героя:

— Вон она, ленивица! Вон она, бездельница!

Действующее лицо: Автор

Ремарка: уходя со сцены

Реплика героя:

— Старуха оттого ещё злее становилась, только и думала — как бы совсем извести, погубить падчерицу.

Вот как-то раз … поехал старик в город на базар. Стала старуха со своей дочкой сговариваться.

Действующее лицо: Старуха

Ремарка: (зло)

Реплика героя:

— Тут-то мы её, ненавистную, и сживём со свету! Эй! Настька, ступай в лес, набери хворосту!

Действующее лицо: Настенька

Ремарка: (тихо, оправдываясь)

Реплика героя:

— Да у нас и без того хворосту много.

Ремарка для старухи и Марфуши: Закричала старуха, затопала ногами, накинулась вместе со своей дочкой на девушку и вытолкала её вон из избы.

Действующее лицо: Марфуша

Ремарка: (возмущенно)

Реплика героя:

— Перечить вздумала! Ступай, говорят тебе, и без хвороста не возвращайся.

Задание 4 (З)

Назовите значение слова «сценарий», «синопсис», «ремарка», «реплика», «действующее лицо».

Расскажите алгоритм написания сценария.

Задание 5 (П)

Можно ли написать сценарий не описывая кульминацию событий? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли в сценарии развязку написать без ремарки? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что автор сценария не имеет собственного отношения к герою? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У) Учебник ч. 2, с. 66

Напишите сценарий сказки «Упрямый козленок».

Задание 7 (У) с взаимооценкой

Инсценируйте сказку С. Михалкова «Упрямый козленок» используя созданный сценарий и памятку.

* Учитель может использовать предложенную таблицу для написания сценария.

** Памятка дана во 2 классе ТК №4 с. 7 Диагностические задания

1. Определите завязку, кульминацию и развязку в произведении С. Михалкова «Упрямый козленок».

2. Определите героя сказки «Упрямый козленок», которому принадлежат слова:

- Спаси меня, Хрюшка! Сними меня с островка! Забери меня с собой! … Козленок

- Ладно! Наберись терпения и жди. Мы тебе поможем! … утка Кряква

- Мы его сцапаем! Сцапаем! Вкусный Козленок! … Волки

- Я тоже хочу вкусного пирога! Где мое место? …. Хрюшка

Личностные умения:

- проявлять интерес к созданию сценария;

- проявлять желание инсценировать сказку С. Михалкова «Упрямый козленок».

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «сценарий», «синопсис», «ремарка» «действующее лицо», «реплика» и использовать его в активном словаре;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять завязку, кульминацию и развязку в тексте сказки и обосновывать свое мнение;

- определять основную мысль произведения и обосновывать свое мнение.

- определять особенности героя и обосновывать свое мнение;

- определять основные условия инсценировки произведения и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя план;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- приходить к общему решению в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- работать с текстом произведения;

- составлять фразу-конструкт;

- писать сценарий сказки.

- инсценировать сказку, используя алгоритм и памятку;

Блок Д. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень освоения данной темы, а именно:

Определять:

- автора по фрагменту текста;

- основные качества героев;

- слова, имеющие отношение к понятию «сценарий».

1. Определите автора по фрагменту текста и напишите его фамилию.

Автор произведения Отрывок произведения

Волк, привыкший носить своих волчат, может, если нужно, взять в зубы яйцо, не раздавив его

Закон Джунглей, веления которого всегда на чем-нибудь основаны, позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детенышей убивать.

Шел однажды с войны барабанщик. Был он очень беден.

Пеликаны опять разинули свои клювы, нагрузились овощами и поднялись в воздух вслед за Воробьем.

Шел дальше славный солдат, шел и бил в свой барабан каждый раз, когда нужно было положить конец какому-нибудь безобразию, восстановить справедливость или наказать злодея.

2. Опишите образ каждого героя Р. Киплинга «Братья Маугли».

Отец Волк - ….(смелый, гордый, сильный)

Мать Волчица - ….(отважная, заботливая, добрая, любящая)

Шакал Табаки - … (подлый, трусливый, лизоблюд)

Тигр Шер-Хан - …. (злобный, подлый, глупый)

3. Из предложенных слов выберите те, которые и имеют отношение к понятию «сценарий» и подчеркните их.

Действующее лицо, завязка, кульминация, образ героя, развязка, ремарка, реплика, сравнение, синопсис, эпитет. Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

• Определять:

- автора по фрагменту текста;

- образ литературного героя;

- слова, имеющие отношение к понятию «сценарий».

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели:

• Стимулировать желание писать сценарий постановки сказки.

• Научить:

- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- писать сценарий сказки «Репка»;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

• самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

В сценарий сказки «Репка» допишите ремарку, используя слова для справок.

Слова для справок: подходит, вытащить, зовет, тянут, вытянули, посеял, пригласил, попросил, уговорил, выкопал, велел, подбежал, появляется.

Сценарий постановки «Репка»*

Ход постановки Действие героев

(ремарка) Диалог

реплики

синопсис огород, на грядке большая репка, дед… к репке, пытается …. ее, ….бабку, они вместе тянут за репку, …. репку у них не получается, приходит внучка, все вместе …за репку, зовут Жучку и кошку, репку …не могут, приходит мышка, все вместе …репку.

завязка дед …. к репке и пытается ее …

репку … не удается. Дед: (радостно)

- Посадил дед репку, выросла репка большая, пребольшая.

Дед: (огорченно)

- Тянет, потянет! Вытянуть не может!

Позову я Бабку!

кульминация к деду по очереди ….бабка, внучка, Жучка, кошка все пытаются …репку Баба (весело):

- Бабка за дедку!

Дед (весело):

- Дедка за репку!

Баба (огорченно):

- Вытянуть не могут!

Дед (с надеждой):

- Позвала бабка внучку.

Внучка (весело):

- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут потянут!

Дед (огорченно):

- Вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку и кошку!

Кошка (удивленно):

- Кошка за Жучку! Жучка (с опаской):

- Жучка за внучку

Внучка (радостно):

- Внучка за бабку!

Бабка (устало):

- Бабка за дедку!

Дед (устало):

- Дедка за репку!

Все (удивленно):

- Тянут, потянут, вытянуть не могут!

развязка …. мышка, она встает за кошкой, все тянут за репку и …ее. Дед (с нетерпением):

- Позвала кошка мышку!

Мышка (с опаской):

- Мышка за кошку!

Кошка (удивленно):

- Кошка за Жучку! Жучка (удивленно):

- Жучка за внучку

Внучка (радостно):

Внучка за бабку!

Бабка (с надеждой):

Бабка за дедку!

Дед (с надеждой):

- Дедка за репку!

Все (радостно):

Тянут потянут, вытянули репку!

Импровизационный вариант

В сценарий сказки «Репка» допишите ремарку, используя приобретенные знания и умения темы.

Ход постановки Действие героев

(ремарка) Диалог

реплики

синопсис огород, на грядке большая репка, дед… к репке, пытается …. ее, ….бабку, они вместе тянут за репку, …. репку у них не получается, приходит внучка, все вместе …за репку, зовут Жучку и кошку, репку …не могут, приходит мышка, все вместе …репку.

завязка дед …. к репке и пытается ее …

репку … не удается. Дед: (радостно)

- Посадил дед репку, выросла репка большая, пребольшая.

Дед: (огорченно)

- Тянет, потянет! Вытянуть не может!

Позову я Бабку!

кульминация к деду по очереди ….бабка, внучка, Жучка, кошка все пытаются …репку Баба (весело):

- Бабка за дедку!

Дед (весело):

- Дедка за репку!

Баба (огорченно):

- Вытянуть не могут!

Дед (с надеждой):

- Позвала бабка внучку.

Внучка (весело):

- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут потянут!

Дед (огорченно):

- Вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку и кошку!

Кошка (удивленно):

- Кошка за Жучку! Жучка (с опаской):

- Жучка за внучку

Внучка (радостно):

- Внучка за бабку!

Бабка (устало):

- Бабка за дедку!

Дед (устало):

- Дедка за репку!

Все (удивленно):

- Тянут, потянут, вытянуть не могут!

развязка …. мышка, она встает за кошкой, все тянут за репку и …ее. Дед (удивленно):

- Мышка бежала!

Баба (удивленно):

- Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!

Курочка (успокаивающе):

- Не плачь, дед. Не плачь баба. Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое.

Эвристический вариант

Напишите сценарий сказки «Репка».

Сценарий сказки «Репка»*

Ход постановки Действие героев

(ремарка) Диалог

реплики

синопсис огород, на грядке большая репка, дед подходит к репке, пытается ее вытащить, зовет бабку, они вместе тянут за репку, вытащить репку у них не получается, приходит внучка, все вместе тянут за репку, зовут Жучку и кошку, репку вытянуть не могут, приходит мышка, все вместе вытянули репку.

завязка дед подходит к репке и пытается ее вытянуть,

репку вытянуть не удается. Дед: (радостно)

- Посадил дед репку, выросла репка большая, пребольшая.

Дед: (огорченно)

- Тянет, потянет! Вытянуть не может!

Позову я Бабку!

кульминация к деду по очереди подходят бабка, внучка, Жучка, кошка все пытаются вытянуть репку Баба (весело):

- Бабка за дедку!

Дед (весело):

- Дедка за репку!

Баба (огорченно):

- Вытянуть не могут!

Дед (с надеждой):

- Позвала бабка внучку.

Внучка (весело):

- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут потянут!

Дед (огорченно):

- Вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку и кошку!

Кошка (удивленно):

- Кошка за Жучку! Жучка (с опаской):

- Жучка за внучку

Внучка (радостно):

- Внучка за бабку!

Бабка (устало):

- Бабка за дедку!

Дед (устало):

- Дедка за репку!

Все (удивленно):

- Тянут, потянут, вытянуть не могут!

развязка появляется мышка, она встает за кошкой, все тянут за репку и вытягивают ее. Дед (с нетерпением):

- Позвала кошка мышку!

Мышка (с опаской):

- Мышка за кошку!

Кошка (удивленно):

- Кошка за Жучку! Жучка (удивленно):

- Жучка за внучку

Внучка (радостно):

Внучка за бабку!

Бабка (с надеждой):

Бабка за дедку!

Дед (с надеждой):

- Дедка за репку!

Все (радостно):

Тянут потянут, вытянули репку!

Личностные умения:

- проявлять интерес и желание писать сценарий сказки.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки.

Регулятивные умения:

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- писать сценарий сказки «Репка».

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности

• Научить:

- соотносить результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности

Самоанализ

Закончите предложение:

1. Мне важно уметь писать сценарий сказки, потому что ….

2. Для того чтобы написать сценарий сказки, надо ….

Самооценка

Закончите предложение:

Я…. (очень, не очень) доволен (льна) результатом своей работы, которое сделал (а) (сам (а, с помощью товарищей, с помощью учителя).

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат

деятельности.

Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности

• Соотнести результат с поставленной целью.

• Оценить результат учебной деятельности. Цели темы:

Сформировать представление об инсценирование литературного произведения.

Ввести алгоритм написания сценария.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные:

- проявлять творческое отношение к написанию сценария сказки.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки.

Регулятивные:

- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога.

Предметные:

- писать сценарий сказки «Упрямый козленок», «Репка».

*Заполняется учителем после освоения темы.

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Карлсон, который живёт на крыше» Краткосрочный план по литературному чтению во 2 «Г» классе Байбуловой Ж. З. Тема: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»2 урок.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Обобщение по разделу «Природа и мы» Конспект урока по литературному чтению (4 класс «Школа России») (Обобщающий урок) Тема: Обобщение по разделу “Природа и мы”. Цель: Повторить.

Конспект урока по литературному чтению «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» во 2 классе Мелешко Галина Александровна Конспект урока по литературному чтению : «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» 2 класс, программа «Школа России».

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе. Сценарий постановки «Курочка Ряба»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 18:34
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация на тему в гостях у сказки «Репка»
Детские сказки расширяют запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной...
Оформление патриотического уголка
В наше время все большую популярность набирает вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В этом году мы значительно...
Праздник «Шляп и бантиков» для всех возрастных групп.
Цель: Расширить представления детей о головных уборах. Создать детям праздник и устроить праздник шляп. Развивать двигательные навыки и умения ( быстроту,...
Конспект итогового занятия по рисованию
Конспект занятия по рисованию «Лесенка для зайчика» Цель: Вызвать желание помочь зайчику, нарисовать лесенку. Продолжать учить рисовать красками, правильным...
Конспект занятия в старшей группе «День конституции России»
Конспект тематического занятия « Путешествие в Сказочную страну» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,...